Социальные сети, популярные блогеры, фейковые новости, придуманные факты – все это ежедневно окружает нас и оказывает огромное давление, с которым достаточно трудно справиться. Когда мы в очередной раз скроллим ленту, что первым делом бросается в глаза? Идеальные люди, идеальные тела, идеальные жизни и пакеты из ЦУМа. Каждый норовит рассказать тебе о том, как заработал первый миллион, купил родителям новую BMW, полетел в космос и все в таком духе.
Странички псевдоуспешных людей (потому что интернет – это часто про показательный, а не реальный успех) кричат тебе: «Стань лучше всех! Будь первым! Стань ЗОЖником! Похудей! Нет, поправься! Стань крутым! Ярким! Классным!»… Создается ощущение, что ты и правда всерьез можешь контролировать свою жизнь, можешь изменить ее в одночасье.
Нет, я не говорю о том, что все это неправда, отчасти так оно и есть. С одной стороны, советы быть волевым, трудиться, подстраиваться под требования времени хороши. Агрессивный маркетинг действительно поднимает с дивана некоторых из нас. Но в основном, насмотревшись на шикарную жизнь, мы почему-то не бежим воплощать очередной бизнес-план, а возвращаемся к своей неидеальной жизни. И на лице все чаще остается не улыбка, а след легкой грусти. Потому что твои родители не настолько богаты, чтобы купить тебе последнюю модель кроссовок, потому что ты родился не в Москве или Нью-Йорке, не настолько уверен в себе и много еще всяких «не»…
И грустнее всего осознавать, что твоя жизнь зависит не только от упорства и таланта, а еще от каких-то независящих от тебя причин: везения, умения договариваться и умения в этих же социальных сетях себя правильно презентовать. Забавно, но интернет влияет не только на наше психологическое состояние, провоцируя гонку за модой, но и моду эту убивает путем распространения подделок. Давай поговорим обо всем этом подробней.
Сила Интернета – в нашей слабости
Про взаимосвязь интернета и нашего психологического состояния стало известно уже в 90-х. Термин «парадокс интернета» вывел американский психолог Роберт Краут. Его идея заключается в том, что технология, которая должна была дать людям свободу общения, привела к личностной изоляции. Ученые также выяснили, что как минимум 25% людей страдают интернет-депрессией (не путать с понятием «депрессия»). Феномен провоцирует дурное настроение, чувство зависти и неуверенности в себе.
Что такое «профиль в социальной сети»? Разве он отражает реальность?
Мы показываем себя в сети так, как хотели бы, чтобы нас воспринимали другие. Это своего рода зеркало, которое транслирует наше видение идеального себя. И сколько бы раз мы ни рассказывали о том, что фото в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) не равны реальности, сколько бы ни разрушали мифы о «силе ракурса и света», люди все равно будут смотреть на идеальную картинку и завидовать.
Социальные сети подарили нам понятие «it-girls», и это не просто девушки, которые популярны в сети. Это настоящие акулы маркетингового мира. Не певицы, не актрисы, а просто популярные красотки, способные превратить в sold out любую позицию в магазине. Термин этот довольно старый, с годами меняется и с засильем блогеров он постепенно стал расплываться, но суть остается та же.
Если у Кьяры Ферраньи появляется определенная сумка, то спустя несколько дней она появляется у других модниц, а потом такую же начинают вожделеть и обычные пользователи сети. Кстати, есть мнение, что многие блогеры активно рекламируют подделки и виной тому – обычная жажда заработка. Так что будь внимательна.
В зависимости от одобрения популярными людьми той или иной вещи проявляется еще одна «прелесть», которую подарил нам интернет, – повышенная внушаемость.
Когда все измеряется количеством лайков под фото, то сопротивляться достаточно сложно, люди становятся конформистами и стремятся к всеобщему одобрению. Мы начинаем стремиться покупать то, что навязывают нам популярные личности. Поэтому сегодня аутентичные решения уходят в прошлое и это тревожный звонок для любителей всего оригинального. Пытаясь быть «не как все» и подсаживаясь на тренды, мы все больше убиваем свою оригинальность. И в этот момент, когда мы уже на крючке, а у 200 из 200 модниц на ногах красуются великолепные Buffalo или Dr. Martens, на помощь приходят подделки.
Почему мы носим фейки?
Все уже поняли, что в социальных сетях правды нет, зато там есть новые кроссовки, it-girls, красивые квартиры и неизведанные страны… А на другой стороне экрана – ты, живущий за счет родителей или получающий зарплату далеко не с шестью нулями. И чем больше ты смотришь на все это великолепие, тем крепче формируешь в себе искусственную потребность.
Если социальная сеть – это отдельный мир, в котором мы проводим достаточно много времени, то «окружая» себя звездами, блогерами и прочими популярными личностями, мы якобы сами приближаемся к их кругу. И если 25 лет назад статусной группой для подростка были одногруппники (примерно равные по доходам), то сегодня ей стали богатейшие люди. Безусловно, поддельные вещи существовали и раньше. Еще в Древнем Египте на изделия ставилось клеймо, дабы защитить интеллектуальную собственность мастера.
Просто интернет сблизил мир люксовой и обычной жизни, и спрос на подделки вырос.
Умышленные носители фейков
Покупая вещь определенного бренда, мы делаем вклад в символический капитал, то есть причисляем себя к определенной группе людей. Самые простые примеры – это Vans как одежда для скейтеров, Stone Island – для околофутбольных фанатов, а сумка Hermès символизировала главный атрибут девушки из высшего общества.
Логика проста: чем выше уровень статус-группы, тем дороже вещи она покупает.
Приобретая дорогую вещь, мы показываем свое социальное благополучие, становимся частью определенного слоя общества. А приобретая фейковую – пытаемся выглядеть успешнее, чем мы есть на самом деле. Исследование The Huffington Post показало, что 22% потребителей сознательно покупают подделки, так что делай вывод.
В 2018 году появился YouTube-канал «Луи Вагон», где эксцентричная ведущая с ником Чума Вечеринка периодически раскрывала истинную историю того, что надето на гостях той или иной столичной тусовки. И, конечно же, подделки — частый гость разного уровня мероприятий. Подобные правдивые истории немного возвращают самооценку на место.
Я специально связалась с Чумой, чтобы задать ей один-единственный вопрос: почему, по ее мнению, люди все-таки носят фейк?
И вот ее ответ:
Реплики всегда будут в ходу, ведь структура их столь древняя и серьезная, что даже подразделена на несколько уровней. Из высшего света подделок — реплики, производимые полулегально. Их производство согласовано с компанией, а порой и сам отшив идет на тех же заводах. Те же лекала, материалы, детали частично сделаны из более дешевых смесей, однако идентичных на вид и на ощупь. Реплики высокой категории в настроении «полуофициальный оборот» медийные персоны заказывают «по долгу службы»: частая смена образов в кадре отрицательно влияет на кардиоритм баланса на банковской карте.
Подделки покупают те, чья деятельность состоит в режиме «роскошная жизнь, роскошный я». Они (зачем-то) решили, что «вынуждены» появляться постоянно в близлежащих трендах. Они не легитчекеры (люди, которые проверяют оригинальность товара. — Прим. EG), поэтому их обманывают подпольные торговцы.
Цельная идея реплики проста: биологически мы подвержены подражанию более успешным соплеменникам, ибо они обладают навыками и талантами, которые необходимо перенять. И если мы не можем быть голливудскими звездами или прикупить иные таланты, то можем хотя бы прикупить свитерочек, как у него (но не стоит забывать, что, возможно, модный дом прислал ему свитерочек бесплатно, чтобы ты увидел и прикупил). Так природное и животное являет миллиардный бизнес подделок.
(Авторский стиль повествования изменен редактором.)
Итог: выбирая фейк, ты обманываешь саму себя, пытаясь выглядеть круче и богаче.
Иногда подделку определить действительно трудно, иногда это видно невооруженным глазом. А бывает и так, что ты чисто технически в ходе общения понимаешь, что этот человек вряд ли смог бы позволить себе купить вещь за 150 тысяч рублей. По сути, фейк – это просто дурной тон.
Неумышленные носители фейков
Нельзя отделить разговор о масс-маркете от разговора про подделки. Все мы прекрасно понимаем, что под адаптацией высокой моды масс-маркетом стоит обычное воровство. И так как Zara и H&M – это те магазины, которые доступны большинству из нас, то все мы являемся неумышленными носителями фейка. Мы представляем собой средний класс – группу, которой финансово недоступна высокая мода.
А вот уже внутри этой группы происходит различие по культурному уровню. Человек, который повышает свой культурный капитал (иными словами, просто развивается), не будет брать копию. И здесь я имею в виду не футболку или пальто классического кроя, а очевидную, узнаваемую копию. Образ такого человека будет сформирован не массовым мнением и желанием быстро скопировать образ любимой знаменитости, а собственным видением личного стиля. Ведь выражать свой стиль можно путем поиска малоизвестных брендов, изучать винтажные магазины, заниматься кастомизацией и т.д. Так что самообразование способствует противостоянию подделкам.
Люди же, которые не следят за тем, что творится в индустрии, часто оказываются обманутыми.
Например, 2019 год начался с разоблачений: Телеграм-каналы начали активно раскрывать шоу-румы в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация), торгующие товарами с AliExpress (и выдавая его за качественный дизайнерский продукт). Получается, люди готовы были тратить большие деньги за якобы качественную обувь, но получали очевидную подделку на нашумевший фасон Balenciaga.
Итог: когда нишевый продукт, заряженный определенным посылом, массово попадает в нецелевую аудиторию, это уничтожает бренд и весь этот флер роскоши. Помнишь, когда все начали носить кепки Obey? Когда российские звезды надели Supreme x LV? Дело, конечно, не в звездах. А в том, что конкретно эти люди не совсем ассоциируются с этими вещами.
Неоднозначность фейка
Когда мы говорим про подделки и моду, важно упомянуть Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация) @dietprada, авторы которого наверняка заслужили себе главу в истории моды в качестве борцов за справедливость (насколько она может быть объективной). Смысл прост – совместить новые и старые коллекции дизайнеров и пролить свет на плагиат в индустрии моды. Но настолько ли однозначен фейк? Существует мнение, что в современном мире ничего своего уже не осталось, – здесь сразу же вспоминаем книгу «Кради как художник» Остина Клеона.
Не всегда ясно, когда вдохновение граничит с плагиатом (как бы это глупо ни звучало). Если воспринимать моду как индустрию, близкую к современному искусству, стоит помнить о том, что художник всегда находится в диалоге со своими предшественниками и с окружающим миром, приправляя все это современными трендами. Вопрос, наверное, в том, насколько талантливо и мастерски тот или иной дизайнер перерабатывает чужие идеи.
Иногда интерпретация получает большую популярность, чем изначальное произведение художника, просто потому, что второе было доведено до совершенства. Все-таки вдохновение – это высказывание на почве чего-то. А что такое «заимствование», объяснять, наверное, не нужно.
На тему адаптации идей отлично высказался креативный директор одного из самых копируемых брендов Алессандро Микеле:
Мода – это связь с искусством, людьми, связь с прошлым. Дизайнер всегда находится в диалоге с окружающим миром.
Когда мода начала умирать, дизайнеры решили, что им нужно что-то делать. Поэтому они просто-напросто брали картину и украшали этим изображением сумку. Этот рекламный трюк заставил людей покупать.
Подделку в определенном контексте нельзя назвать копированием. Получается, Моцарт копировал свои произведения, потому что использовал ноты? Если мне нужно высказаться, то я не буду стесняться в своих выражениях, потому что все это моя правда. Но когда вместо того, чтобы сделать личную историю, люди просто выпускают очередной безжизненный продукт – это печально.
Итог
Истинные подделки – это, конечно, плохо и для экономики, и для развития моды, и для самого человека. Некачественные товары, появляющиеся на полках, кормят идею fast-fashion, что вредно и для экологии, и для нашего кошелька. Плюс ко всему нелегальный труд редко когда бывает комфортным для работников индустрии.
Так что, покупая подделки, мы спонсируем тяжелые условия труда и тех, кто не платит налоги.
Если брать в расчет этический момент, это трудный вопрос. Но пока модное сообщество сходится во мнении, что подделки – это плохо, это хуже, чем масс-маркет. Просто потому, что это обман.