«Watch Me Move» познакомит с главными именами мировой анимации — от авторов первых черно-белых мультэкспериментов — Этьена-Жюля Маре, Эмиля Рейно, Сегундо де Шомона и Жоржа Мельеса, до лидеров новой волны анимационного артхауса — Иржи Барты, Патрика Бокановски, Харуна Фароки, Ника Парка, Тима Уэбба, Боба Сэбистона, Ральфа Бакши и многих других.
Название выставки — открывающий титр немого «Малыша Немо» Уинзора МакКея. Две минуты без сюжета и текста представляют променад архетипических персонажей — пещерный человек, клоун, принц, принцесса и дракон пробудились к жизни в 1911 году и демонстрируют ее главный признак — движение. «Watch Me Move» — единственная инструкция к просмотру экспозиции: намеренно пренебрегая хронологией, делением на школы, студии и сюжеты, куратор выставки перемешал имена, стили, техники, эпохи и истории, чтобы устроить парад анимационных образов и открыть новые смыслы в энергии их взаимодействия. В состав экспозиции вошли лучшие релизы главных анимационных студий — Fleischer, Walt Disney, Hanna-Barbera, Warner Bros., Aardman,Ghibli, Pixar, Tezuka, Shochiku, а также работы современных художников мирового уровня, верных неисчерпаемому потенциалу мультипликации, среди них — Уильям Кентридж (Йоханнесбург), Натали Дюрберг (Берлин), Франсис Алюс (Мехико), Сяо Фэй (Пекин), Ксиаху Чжоу (Шанхай), дуэт Igloo (Бруно Мартелли и Pут Гибсон), Джулиан Опи (Лондон), Кара Уокер (Нью-Йорк) и Райан Трекартин (Лос-Анджелес). «Watch Me Move» — призыв увидеть в свободном потоке сюжетных интерпретаций и авторских визуальных решений портрет коллективного бессознательного, найти «общий знаменатель» для разных поколений, стран, идеологий и эстетических систем. Десятки популярных и экспериментальных фильмов — творческих автопортретов ведущих мировых аниматоров — на выставке «Watch Me Move» соединились в подвижное облако идей и их визуализаций. Каждый гость увидит здесь объекты ностальгии, захочет остановиться, чтобы поприветствовать старых друзей или завести новые знакомства — как на уличном карнавале в лондонском квартале Ноттинг-Хилл, празднующем этническое разнообразие и свободу.
Каждый из семи тематических блоков выставки призван представить искусство анимации как феномен эмоциональной рефлексии — реакции на исторические травмы, революции технологий, войны идеологий, форсированный ритм повседневной жизни — и как опыт формирования коллективной памяти.
Зал фантомов — своеобразная кунсткамера, собравшая попытки воскресить обитателей доисторической эпохи («Динозавр Герти» Уинзора МакКея, 1914; «Парк юрского периода» Стивена Спилберга, 1993), зафиксировать ускользающую повседневность («Танец «Серпантин» братьев Люмьер, 1897–1899; «Фантасмагория» Эмиля Коля, 1908), придать форму явлениям, которые мы не можем увидеть («Рождение цветка» Перси Смита, 1910) или не успеваем рассмотреть («Взрыв легкового автомобиля» Сесиля Хепуорта, 1900).
Пространство, населенное героями, исследует феномен анимационных селебрити — сверхпопулярных персонажей, чей рисованный быт стал эквивалентом «платиновых» ситкомов («Бетти Буп», «Микки Маус», «Том и Джерри», «Багз Банни», «Флинстоуны» и «Джетсоны»), а позже — опытом открытой социальной критики («Южный парк», «Футурама», «Симпсоны»).
Компактное сообщество сверхлюдей — героев и злодеев, наделенных суперспособностями, — представляет ключевой мотив послевоенной анимации. Так, Халк впервые появился в комиксах Стэна Ли и Джека Кёрби в 1962 году как продукт параноидального восторга перед прогрессом науки периода холодной войны. Все обитатели раздела — от моряка Попая, обретающего нечеловеческую силу благодаря шпинату, до «Суперсемейки», демонстрирующей целый компот сверхспособностей, — иллюстрируют главное преимущество анимации: «в мультфильмах можно все». Чем сильнее бьют Халка, тем сильнее он становится, — персонаж, которого полвека назад авторы ассоциировали с Франкенштейном и Големом, стал одним из самых любимых героев мультсериалов и полнометражных фильмов.
Блоки «Легенды» и «Эпизоды» даны в сравнении и призваны, с одной стороны, продемонстрировать потенциал анимации в деле интерпретации преданий, мифов и сказок («Белоснежка и семь гномов» Уолта Диснея, 1937; «История Рапунцель» Рэя Харрихаузена, 1952; «Голем» Иржи Барты, 1993), с другой — привлечь внимание к мультфильму как инструменту анализа и авторской документации исторических фактов («Прелести войны» Рут Лингфорд, 1998; «Серьезные игры» Харуна Фароки, 2009), культурных прецедентов («Последний клоун» Франсиса Алюса, 1995–2000; «Праздник урожая» Офуджи Нобуро, 1930), а также глубоко личного опыта художника или его героя («Винсент» Тима Бертона, 1982; «Сказка сказок» Юрия Норштейна, 1979; «Пляж» Патрика Бокановски, 1992).
«Watch Me Move» иллюстрирует «суперсилу» анимации как вида искусства — потенциальную свободу самовыражения через иносказание. Мультфильмы — способ распространять правду во времена цензуры и предупреждать повторение трагедий, воспитывая новое поколение. Так, «Кто подставил кролика Роджера» — рефлексия на тему прав трудящихся, «Научные прения»/«Science Friction» — холодной войны, «Снэк и напиток»/«Snak and Drink» — ментальной инвалидности, «Мaus» — манифест антифашизма, «Скотный двор» — антисталинизма, «Бетти Буп» — эмансипации.
Пространство «Формы» готовит увлекательный экскурс в историю аудиовизуальных экспериментов, исследования разных моделей восприятия, поиска нового выразительного языка, емких метафор и универсальных кодов. Жертвуя убедительным нарративом в пользу абстрактных образов и звуков, Викинг Эггелинг, Оскар Фишингер, Фернан Леже, Лен Ли, Жюль Энгель и Гарри Смит создают экспериментальные кинобалеты и колористические симфонии в попытке обнаружить универсальные принципы организации форм, цвета, звука и движения в кадре — подобно 12 тонам, открытым Арнольдом Шенбергом в музыке, и «проуну» Эля Лисицкого — в архитектуре.
Завершают выставку фильмы-предчувствия и объекты-концепции — раздел «Идеи»представит мультфильмы нового времени, созданные в конце XX — начале XXI веков и демонстрирующие массовое движение художников в сторону выразительного потенциала компьютерных игр и виртуальной реальности. «Трон» (Стивен Лисбергер, 1982), «Жизнь в городе RMB» (Сяо Фэй, 2009), «Материя в движении» (группа Semiconductor, 2008) и интерактивная инсталляция «SwanQuake: Дом» (Igloo, 2007) приглашают зрителей «Watch Me Move» в подчеркнуто реалистичный выдуманный мир, не оставляющий сомнений в существовании галлюцинаторных джунглей планеты Пандора, и предлагают заблаговременно исследовать подземные миры лондонского Ист-Энда в преддверии будущего апокалипсиса.
Двигайтесь в сторону «Watch Me Move» — выставка доставит удовольствие зрителям всех возрастов, развлечет, подарит новые знания и «пробудит к жизни». Испытайте потенциал анимации, уделив экспозиции несколько часов, — мультфильмы сокращают эмоциональную дистанцию, развивают эмпатию и интуицию. Приходите убедиться в силе движения и подготовиться к новому этапу — 2 декабря сезон анимации на ВДНХ продолжит выставка «НEреальные герои. Художники и персонажи «Союзмультфильма».
Генеральный ТВ-партнер выставки «Watch Me Move», телеканал Paramount Comedy, оставил в пространстве экспозиции сюрприз — зону авторской эфирной анимации. Сюрреалистичные заставки, «антитабачные» ролики с участием мультяшных версий исторических личностей, ироничные реконструкции классической живописи — Репина, Крамского, Серова и Васнецова, коллекция анимационных анекдотов на тему параллельной вселенной, где листья едят жирафов, а корабли бороздят глубины океана меж затонувших рыб, — все это редакторский голос телеканала и своего рода живой язык коммуникации с аудиторией. Эфирная анимация Paramount Comedy, созданная современными российскими авторами, — универсальный инструмент общения, ключ к пониманию сложного контекста современной жизни и призыв к самоиронии.
МЕСТО: павильон №15 «Радиоэлектроника».
ВРЕМЯ: с 18 ноября 2015 года по 14 февраля 2016 года с 11:00 до 21:00.
СТОИМОСТЬ: онлайн-продажи билетов начнутся 11 ноября. В кассах ВДНХ билеты появятся в день открытия выставки. 250 рублей — взрослым, 100 рублей — детям до 16 лет, пенсионерам и студентам дневных форм обучения, бесплатно — детям до 6 лет, детям-сиротам, детям без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ, многодетным семьям.