Хаяо Миядзаки — японский аниматор, режиссер, продюсер, мангака, сценарист, а также соучредитель очень популярной анимационной студии студии Ghibli. Благодаря своему таланту он стал живой легендой не только японской анимации, но и мировой.
Со своим творческим подходом, любовью к природе и японской культуре Миядзаки создает культовые картины, в которых каждый персонаж обладает запоминающимся образом. Большое значение в работах японского режиссера имеет одежда, через нее можно рассказать нам часть истории, многие наряды символичны.
У некоторых персонажей манера одеваться имеет большое значение для их личности и даже развития истории.
Принцесса Мононоке
«Принцесса Мононоке» — историческая фэнтезийная драма, события которой происходят в период Муромати около 7 веков назад. Главный герой, юный принц Аситака, принц деревни людей эмиси. Эмиси — социокультурная, этническая группа, которая сейчас почти не представлена. В течение VII–IX веков японцы захватили весь ареал проживания эмиси, за исключением острова Хоккайдо, и подвергли их ассимиляции.
Аситака носит гхо, традиционную одежду мужчин Бутана. Гхо был представлен в 17 веке, чтобы придать народу нгалоп более отличительную идентичность, это халат длиной до колен, завязанный на талии тканевым поясом, известным как кера. В торжественных случаях его носят с шелковым шарфом кабни.
Причина, по которой Миядзаки выбрал именно этот наряд, заключается в том, что об эмиси не осталось почти никаких сведений. Ему показалось, что традиционные одежды Бутана могут быть похожими. Второстепенные персонажи из деревни также не носят традиционную японскую одежду.
Например, Кая носит шляпу похожую на широкополую шляпу народа Шан. Это культурное смешение различных элементов одежды может указывать на чужеродность Аситаки. Однако по мере его путешествия у героя появляются традиционные японские элементы одежды, такие как морокоде, кьяхан и соломенный плащ мино, которые показывают, что он все еще часть японской культуры.
Одежда самой принцессы Мононоке может быть из древнего периода дзёмон (10 тыс. лет до н.э. — 300 год до н.э.). На это отсылают серьги похожей формы, ожерелье из зубов животных и даже медвежья маска. Эти элементы создают доисторическую и даже мистическую ауру героини и обозначают ее единение с природой.
Также ее костюм — это физическое воплощение ее деструктивного и жестокого поведения. То как по-разному выглядят главные герои, олицетворяет борьбу между прошлым и будущем, между прогрессом и сохранением традиционных ценностей, ну и наконец между техникой и природой.
Унесенные призраками
Тихиро — главная героиня «Унесенных призраками». 10-летняя девочка сталкивается с внезапными переменами в своей жизни, когда ее семья переезжают в новый город. После того как ее родители попадают в ловушку Юбабы и превращаются в свиней, чтобы спасти своих родителей и вернуться домой, Тихиро должна найти в себе мужество остаться и работать в этом необычном месте.
Сначала Тихиро одета в обычную повседневную одежду: полосатую рубашку с розовыми шортами. В ее обычном наряде нет ничего экстравагантного, но эта одежда очень важна для сюжета. Она определяет возможность Тихиро вернуться к своей обычной жизни и определяет ее личность.
Пока она работает на Юбабу, ее имя меняется на Сэн, и ей дают униформу, символизирующую ее положение, суйкан и хакаму, а точнее их укороченную вариацию. То же носит и Хаку, слуга колдуньи. Ее обычную одежду забирают и даже прячут; в одной из сцен фильма Хаку возвращает ей одежду и говорит, чтобы она не потеряла ее, потому что она — единственный для нее способ вернуться домой.
В одном из карманов Сэн находит карточку с ее настоящим именем Тихиро, это важная деталь, потому что она символизирует, что эта одежда — часть ее истинной сущности и ее реального мира, и если она потеряет свою одежду и забудет свое имя, то ее личность будет потеряна, и она останется в мире духов навсегда.
Ариэтти из страны лилипутов
История рассказывает о маленьких людях, именующих себя «добывайками». Они живут рядом с людьми и пользуются человеческими вещами по мере необходимости. Их существование хранится в секрете, поскольку попасть на глаза людям означает для них серьёзные проблемы. Одну из таких маленьких людей — юную Ариэтти — замечает 12-летний Сё, страдающий болезнью сердца.
Дружба крохотной девочки и обычного мальчика развивается по мере того, как они учат друг друга значению любви и выносливости. Предметов одежды, которые Ариэтти использует на протяжении всего фильма, всего два: первый наряд, который она носит дома, — легкое короткое платье с пышной юбкой. Цвет юбки платья — теплый бежевый, а верхняя часть — немного темнее цвета юбки.
Второй наряд Ариэтти, также очень символичен; это ярко-красное платье до колена без рукавов, дополненное коричневыми сапогами. Это платье специально выбрано Ариэтти для ее миссии с отцом, оно символизирует ее совершеннолетие и достижение определенного уровня зрелости.
Она меняет эти два наряда в разных частях фильма, однако красное платье героиня носит гораздо чаще, особенно когда дело доходит до моментов, когда ее мужество и отвага подвергаются испытанию.
Ходячий замок
Софи — одна из главных героинь фильма. Будучи старшей сестрой, Софи присматривает за шляпным магазином своего отца, чтобы продолжить его наследие, отодвигая на второй план свои собственные мечты. Она очень замкнута и не уверена в себе, много раз она упоминает, что не считает себя красивой. После встречи с таинственным молодым человеком по имени Хоул ее жизнь меняется. Один из врагов Хоула превращает ее в 90-летнюю женщину.
На своем пути к разрушению своего собственного проклятия, а также проклятия Хоула, она находит свою собственную ценность и осознает, насколько она красива и храбра на самом деле. Ее образы в аниме очень кропотливо подобраны.
Самый важный образ в фильме — голубое платье Софи, которое она носит большую часть фильма. Впервые ее видят в этом платье после того, как она состарилась, и, пытаясь найти хоть что-то положительное в ситуации, она говорит: «По крайней мере, теперь моя одежда мне идет». Хотя этот комментарий может показаться комичным, он очень важен. В отличие от своих сестер, Софи одевается более сдержанно и не слишком броско, это показывает, что она не хочет выделяться в толпе.
Дизайн платья идеально подходит для личности Софи, оно превращается из простого платья, которое носила бы пожилая женщина, в очень символическую вещь, которую персонализирует Софи, а не платье, персонализирующее Софи. Само по себе платье не придает Софи красоты, вместо этого ее красота находит отклик в ее платье.
Образы Хоула в фильме, а также заложили основу для его будущего развития. Когда в фильме впервые упоминают Хоула, когда описывают его как злого волшебника, который «разрывает сердца девушек». В начале фильма у него светлые волосы, он носит рубашку, украшенную оборками, и жакет с ромбовидным рисунком, который висит на его плечах — намеренный стилистический прием, чтобы его образ казался больше, чем он есть на самом деле.
Несмотря не то, что Хоул избегает публичности, его репутация сердцееда способствует его собственному тщеславию и одержимости своей внешностью, поскольку внешность является важной частью создания поверхностного образа для оценки другими.
В начале фильма Миядзаки изображает Хоула в определенной степени героем стимпанка. В образах стимпанка доминирует эстетика «мастера, исследователя и искателя приключений», которая может представлять как его самого, так и его продвинутую магию и его движущийся замок.
Хоул обладает некоторыми из этих идеализированных черт, но также демонстрирует недостатки, такие как тщеславие и вспыльчивость, которые еще больше демонстрируют его стремление быть человеком, а не чей-то марионеткой. Позже зрители узнают, что у Хаула нет сердца из-за сделки с Кальцифером, что объясняет его истерические наклонности.
Когда фильм достигает кульминации, Хоул надевает простую крестьянскую блузу, без костюма, а его волосы возвращаются к своему естественному черному цвету. Все более естественная внешность Хоула намекает на то, что он постепенно снимает маску и становится более настоящим из-за своей любви к Софи.
Софи постепенно стала определяющим центром Хоула: центром между его двумя ранее конфликтующими личностями. Его форма ласточки воплощает как то, как его поверхностный образ был искажен войной, страхом и эксплуатацией со стороны правящего класса, так и то, что в свете этого «монстр» на самом деле был человеком, которого он, наконец, осознал внутри себя.
Как и его замок, Хоул — прекрасное хаотичное, но очаровательное существо.