Премию «Оскар» в 2024 году можно получить в 23 номинациях:
Лучший фильм.
Лучшая мужская роль.
Лучшая женская роль.
Лучший режиссер.
Лучшая мужская роль второго плана.
Лучшая женская роль второго плана.
Лучший сценарий.
Лучший адаптированный сценарий.
Лучшая операторская работа.
Лучшая работа художника-постановщика.
Лучший фильм на иностранном языке.
Лучший анимационный фильм.
Лучшие визуальные эффекты.
Лучшие костюмы.
Лучший монтаж.
Лучшая песня.
Лучший саундтрек.
Лучший грим и прически.
Лучший звук.
Лучший документальный фильм.
Лучший короткометражный документальный фильм.
Лучший короткометражный игровой фильм.
Лучший короткометражный анимационный фильм.
Победители «Оскара» выбираются голосованием. «Оскар» — это профессиональная премия, поэтому здесь не может быть самодеятельности: за номинантов голосуют только их коллеги, члены киноакадемии. Лучшего монтажера выбирают монтажеры, за лучшую операторскую работу голосуют операторы и т. д.
Исключение составляет номинация «Фильм года»: свои голоса в ней отдает вся судейская коллегия, то есть больше 8 тыс членов Академии. Все они — признанные профессионалы в своей области, многие из них — бывшие номинанты премии «Оскар» (все номинанты автоматически попадают в киноакадемию), поэтому оценивают работу коллег они максимально объективно. Во всяком случае, имеют для этого все компетенции.
Как оценивают номинантов?
Никакой общей инструкции по оценке номинантов на Оскар нет. Хотя, возможно, какой-нибудь старательный академик и записывает плюсы и минусы номинанта себе в блокнотик, но это уже его личная стратегия. В целом, голосуют судьи «сердцем».
Но если в случае с «Лучшим актером» способ оценки — это трудно поддающееся анализу «Верю-не верю», то с техническими номинациями ситуация чуть более прозрачная.
Например, номинация «Лучший монтаж».
Монтаж — это не просто набор техник. Он должен быть оправдан драматургией, ритмом фильма и идеально вписываться в его концепцию. Иногда он сам по себе рассказывает историю, передает смыслы и динамику, даже если выключить звук и не слышать реплики героев.
Когда от мельтешащих кадров рябит в глазах, а никакого экшена в сцене и подавно нет, — это плохая работа монтажера. А хорошую работу ты вообще не замечаешь: ты поглощен идеально переданной историей.
Поэтому «Оскар» в этой номинации уходит тому, кто не просто идеально делает склейку, а лучшему мастеру «умного» монтажа.
Лучшая операторская работа — это когда ты смотришь фильм и восхищаешься картинкой. Это визуальный язык, от которого во многом зависит восприятие картины и твои эмоции. Подбор цвета, свет, ракурсы и движения камеры должны идеально раскрывать замысел режиссера, следовать за ним, вызывая у зрителя нужные ощущения.
Выбирая лучший дизайн костюмов, оценивают не только дизайн, но и их историческую достоверность, насколько они подходят персонажам и отражают их личность и эпоху, как они сшиты. Если герой — известная личность вроде Элтона Джона, то оценивается сходство костюмов с оригиналами.
Еще одна номинация — «Лучшая работа художника-постановщика». Год за годом на нее номинирует те же киноленты, которые претендуют на «Лучший фильм». Никаких случайностей: художник-постановщик — «незаметный» соавтор картины.
Эльдар Кархалёв, художник-постановщик российских фильмов, так объясняет специфику работы в соей сфере:
«Плохой работы художника в чистом виде не существует. Перед тем, как что-то из декораций появится на площадке, художник и вся его команда делают большое количество эскизов, макетов, тестов и выкрасок. Все это обсуждается с режиссером, оператором; это внимательно отслеживается продюсерами. Если что-то вызывающее появилось на экране, то это скорее всего плод общих усилий всей творческой группы.
Но за плохие, нереалистичные фактуры, штампы, вроде вывесок, приляпанных не по делу на фасады, и свалку привезенного со склада реквизита вместо обжитой декорации, ответственность несет только художник, — тут ему свалить вину не на кого. С хорошей работой то же самое».
«Оскар» любит номинировать на эту премию исторические фильмы, ведь чтобы воссоздать эпоху, требуется высочайший уровень профессионализма художника. Это, кстати, справедливо и для художников по костюмам, о которых мы говорили выше.
А так ли все объективно?
В идеальной вселенной главные премии всегда получают лучшие из лучших за выдающуюся профессиональную работу, которой нет равных. А что насчет реального мира?
Главная номинация «Оскара» — это «Лучший фильм». Венец карьеры и предел мечтаний любого продюсера. Для достижения такой цели почти всегда прилагают дополнительные усилия.
О том, как происходит борьба за Оскар, можно было бы снять отдельный захватывающий фильм. А потом выдвинуть его на Оскар. Ведь академики — тоже люди, а значит, их благосклонность можно попробовать завоевать.
Для того чтобы повлиять на решение авторитетного жюри, студии проводят масштабные рекламные кампании, бюджеты которых порой в разы превышают бюджет самого фильма. Речь идет о десятках миллионов долларов. Например, промоушен «Гравитации» в 2014 году обошелся в 20 млн. долларов, и это не рекорд. К тому же, не все студии готовы раскрывать карты и называть реальные цифры.
В честь фильмов проводятся банкеты, на которые приглашают академиков, и там в ненавязчивой форме создатель киноленты красочно описывает свой шедевр. Решающую роль здесь часто играет его личное обаяние.
Отличные психологи-кинематографисты нередко тщательно продумывают, как правильно преподнести свое детище, как использовать политический или социальный контекст, показывая, насколько фильм злободневен и актуален, как прекрасно отражает реалии и «боли» современного общества.
Нелишним было бы рассказать еще и том, как тяжело было снимать фильм, через какие испытания пришлось пройти актерам и съемочной группе, тяжело вздохнуть и… добавить себе очков в глазах членов судейской коллегии.