В прошлом году, вдохновившись популярностью маркета современного искусства WIN-WIN, theGirl побеседовали с молодыми художниками о том, что такое собственно художник и что вообще сейчас можно считать искусством. Немного коснулись и темы, заявленной в заголовке этой статьи, но опять-таки — немного. А тем временем в начале апреля снова прошел маркет WIN-WIN, который в 2025 году состоялся уже в десятый раз и собрал еще больше посетителей — на этот раз к искусству притянулось больше 7 тысяч гостей (в прошлом году, напомню, было 6 тысяч).
Интересной фишкой юбилейного маркета стала детская программа, которая прошла в рамках направления Винзавод.Дети. Юных участников (их было, кстати, больше 150 человек) различных мастер-классов учили, например, как собрать свою первую коллекцию искусства и как сделать свой первый зин. «Выпускной работой» начинающих ценителей прекрасного стал журнал, в котором они поделились впечатлениями о маркете и дали советы коллекционерам.
Вывод делаем какой? Правильно: искусству быть! Но теперь все интереснее — а почему? Что такое особенное дает человечеству это самое искусство, что мы так любим его созерцать, а кто-то еще и коллеционировать? Потому что просто красиво? Или все-таки есть у него и какие-то более глубокие и ценные слои и смыслы? Чтобы разобраться в теме, подались в историю искусства, а затем к обсуждению подключили куратора маркета WIN-WIN Екатерину Савину.
Как менялись смыслы и цели изобразительного искусства в разные эпохи
Искусство развивается вместе с человечеством — не только в плане технических приемов, но и в философских смыслах и целях, которым оно служит. А в них-то и кроется та самая ценность и причина, по которой искусство не перестает жить и быть востребованным. Проще говоря, оно эволюционирует вместе с человеком (вполне очевидно, ведь человек его и создает) и подстраивается под его, скажем так, нужды.
Зачем, например, первобытный человек высекал петроглифы и разрисовывал пещеры? Потому что захотелось? Нет, был глубокий смысл. Наскальные изображения охотничьих сцен часто создавались с верой в их магическую силу, способную обеспечить успешную охоту. Кроме того, не было еще письменности (с речью тоже были сложности) — и то, что мы теперь называем доисторическим искусством, помогало сохранять и передавать опыт и представления об устройстве мира.
В Древнем мире уже можно проследить, как в зависимости от «политики партии» меняются цели искусства. В Древнем Египте его основной целью было обеспечить вечную жизнь фараону (ну и другим представителям приближенной к божественному знати). В Древней Греции, которая проповедовала единство нравственной и физической красоты, искусство помогало воспитать эстетическое чувство как часть гражданской добродетели и формировало идеал гражданина полиса (кто не гражданин — на тех не разменивались).
Древний Рим в каком-то смысле совместил две идеологии в своем искусстве — оно, с одной стороны, помогало утвердить легитимность власти императора, а с другой, воспитывало и продвигало государственные идеалы (то есть доблесть, мужество и верность долгу).
В Средневековье, когда влияние церкви на власть и общество было особенно мощным, искусство служило преимущественно вере. Византийское искусство (это период с 330 по 1453 год) следовало учению церкви, которое гласило, что иконы — это окна в мир божественного. Романское искусство (1000 — 1200) помогало воспитывать неграмотное население и донести до него, что духовное важнее материального. Возникшее на фоне роста городов готическое искусство продолжало проповедовать стремление к духовному и создавало образ града (города то есть) небесного на земле.
В эпоху Возрождения человек обратил внимание на себя самого. Развитие науки вдохновило и искусство воспевать уже не божественное и духовное, а разум и творческие способности человека. Который, кстати, виделся как микрокосм, отражающий гармонию макрокосма.
Следом пришли Барокко и затем Рококо. Первое выражало представление о противоречивости и изменчивости мира и при этом демонстрировало мощь абсолютной монархии и католической церкви. Второе на религию не отвлекалось и служило исключительно как выражение гедонистической философии жизни аристократии 18-го века (вспоминаем то самое «если нет хлеба, пусть едят пирожные»).
Научная революция Просвещения — и в искусстве появляются (почти) новые смыслы и цели. Неоклассицизм, который вдохновлялся идеалами античности и рациональным подходом к миру, воспитывал и выражал веру в разум, моральные ценности и гражданские добродетели. Возникший чуть позже романтизм акцентировал внимание на иррациональной, эмоциональной стороне человеческой природы и пропагандировал идеи свободы, индивидуализма и национального самосознания.
Родившийся в середине 19-го века (вскоре после изобретения фотографии) реализм стремился объективно изображать действительность, причем действительность будничную и без оглядки на социальные статусы. Искусство, как никогда прежде, стало обращать внимание на социальные проблемы современного ему общества, а не проповедовать идеалы и стремления к чему-либо.
Новый, 20-ый, век оказался «щедр» на разрушительные войны, революции и сопутствующие им кризисы. Возникший на этом фоне модернизм и его многочисленные течения выражал и реакцию человека на происходящее вокруг, и желание изменить мир к лучшему (ну или, в некоторых случаях, разрушить все, чтобы дальше не мучиться).
Геометрические формы в кубизме, например, отражали стремление к структурному анализу реальности. Абсурдность и антихудожественность в дадаизме выражали разочарованность и выступали против логики и рационального, которые виделись причинами агрессивной политики и войн. А сочетание несочетаемого в сюрреализме, вдохновленном идеями Ницше, проповедовало свободу иррационального восприятия действительности.
Что движет тобой, когда ты принимаешься за работу над очередным произведением?
отвечают участницы X Маркета современного искусства WIN-WIN 2025
Алина Утробина: Подталкивают к работе меня всегда разные вещи. Иногда это желание выразить мысль. Иногда в голове рисуется сначала готовое композиционное решение листа, и уже от этого придумывается идея, а бывает и совсем прагматичный подход — хочется попробовать новую технику, тогда сюжет я выбираю, как правило, уже мною давно придуманный.
Катя Афонина: Конкретно когда принимаюсь за работу — дедлайны! Очень долго вынашиваю идеи, боясь приступить к работе. Но импульсом обычно становится какой-либо травмирующий опыт.
Анна Бёрч: Мной всегда движет драйв и любопытство попробовать что-то новое! Это некий внутренний порыв и зов первооткрывателя!
Дина Боровик: Меня вдохновляют неожиданные сочетания и игра с реальностью. Иногда это спонтанный импульс, иногда — осознанный поиск новых форм и материалов. Мне интересно создавать альтернативные миры, где фантазия переплетается с повседневностью.
В чем суть и смысл современного искусства?
Во второй половине прошлого века жизнь как будто наладилась, но выросшее на опыте предшественников искусство постмодернизма продолжило выступать в роли социального критика — теперь под удар попало общество потребления. Вместе с тем и оно само, искусство, активнее шло в народ, стараясь стереть границы между искусством высоким и массовым, и даже стало вовлекать зрителя в художественный процесс.
Сейчас «искусство стало для человека необходимостью, оно помогает воспринимать мир по-новому. В современном контексте оно осмысляет происходящее через разные формы: литературу, музыку, живопись, видеоарт, скульптуру. Здесь не столько важна цель, сколько сам процесс. Со временем меняются технологии, контексты, и вместе с ними меняется язык искусства. В результате зритель получает новый взгляд на мир, его восприятие обновляется», — как будто подытоживает все наши изыскания куратор маркета WIN-WIN Екатерина Савина.
Должно ли искусство при этом бросать вызов обществу, как это делали, скажем, те же дадаисты? Может, но не должно. «Иногда искусство действительно отражает общественные реалии и ставит вопросы, которые могут бросить вызов. В других случаях оно служит для более глубокого осмысления внутренних процессов», — соглашается Екатерина.
В этом, кажется, особая прелесть именно современного искусства — каждый творец волен выбирать собственный путь к зрителю. Зритель при этом тем более не ограничен в выборе — музеи и галереи дают доступ и к произведениям прошлых эпох, и к творчеству сегодняшних авторов.
Что важнее для художника — чтобы в его работе поняли именно его мысль или эмоцию или чтобы у зрителя возникали личные ассоциации с его произведением?
отвечают участницы X Маркета современного искусства WIN-WIN 2025
Алина Утробина: Мое самое любимое чувство — когда выражаемая мной мысль или эмоция совпадает с ощущением зрителя. Особенно, если идея работы не очевидная, такие моменты ни с чем не сравнить.
Катя Афонина: Мне кажется, самое важное, чтобы работа могла как-то зацепить, чтобы возникло желание с ней побыть, подумать или почувствовать.
Анна Бёрч: Мне кажется личное пространство и общение зрителя с произведением крайне важно, и каждое уникально. Оно формирует для каждого свой индивидуальный опыт, который может быть очень близок или абсолютно не совпадать с видением художника, что на самом деле абсолютно вторично!
Дина Боровик: Важен диалог со зрителем. В работе есть мой замысел, но я не стремлюсь к единственно верному прочтению. Если кто-то находит в ней что-то свое, проживает личный опыт — значит, искусство работает.
Кстати, о зрителях. Относительно недавно, в 2023 году, ученые Лаури Нумменмаа из Университета Турку и Рийтта Хари из Университета Аалто в Финляндии провели исследование, в котором приняли участие почти 1200 человек из разных стран. Авторы хотели понять, как искусство влияет на эмоции и телесные ощущения человека, и обнаружили, что даже «страшные» и «грустные» произведения вызывают чаще положительные эмоции. То есть искусство почти всегда стимулирует центры удовольствия и способствует эмоциональному благополучию. И это только созерцание.
О том, что арт-терапию активно используют для реабилитации и лечения психических расстройств (тревожность и депрессия, например), кажется, напоминать не надо. Уже в этом году команда ученых из Великобритании и Сингапура
Но если даже созерцание дает положительный стимул, почему бы не использовать эту терапию чаще, верно? Екатерина Савина с этим, кажется, согласна: «Искусство может помочь осмыслить окружающую реальность и попытаться справиться с ней. Оно помогает людям найти внутренний баланс и справляться со стрессом в мире, полном давления и информации. Хотя оно и не является прямым „убежищем“, оно может стать своего рода инструментом для преодоления тревог».
Возможно, именно поэтому, цитируя опять-таки Екатерину, «в современном искусстве важнее смысл. Эстетика — это инструмент, с помощью которого можно донести свою идею. Главное, чтобы зритель задумался, что стоит за произведением, и чтобы посыл или мысль произведения выходили на первый план».
Как глобальные тренды влияют на твое творчество?
отвечают участницы X Маркета современного искусства WIN-WIN 2025
Алина Утробина: Хотелось бы сказать, что глобальные тренды на меня не влияют, но это будет враньем. Хотим мы того или нет, приходя на каждую выставку, слушая лекцию и просто находясь в обществе, мы впитываем в себя мнения и мысли других людей, в том числе неосознанно подхватываем тренды. Это не плохо и не хорошо, просто во всем есть дух времени, в том числе и в искусстве.
Катя Афонина: То, что мы живем в одном культурном поле, непосредственно влияет на наше становление, и тренды, замечаем мы это или нет, очень влияют на нас всех. Мне хотелось бы думать, что я ухожу от влияния трендов, но объективно это не так.
Анна Бёрч: Художник неизбежно резонирует с миром в целом, с местом, в котором он живет, со всем его окружением! Во многом, осознанно или нет, это является важной составляющей любой художественной практики. Поэтому и на меня в том числе все глобальные и в особенности локальные процессы оказывают самое непосредственное влияние.
Дина Боровик: Я не следую трендам, но они так или иначе отражаются в моей практике. Меня интересуют материальность, ремесленные техники, работа с памятью и переосмыслением прошлого — эти темы сегодня особенно актуальны. Главное для меня — внутренняя свобода в поиске и экспериментах.