Мы знаем все о мировых модельерах, которые задают тренды не только в Париже и Милане, но и по всему миру. При этом мы слишком мало говорим о новичках на рынке локальной фэшн-индустрии: кто создает нашу моду, отвечает за актуальные тенденции и развивает осознанное потребление в России? Молодые дизайнеры делают акцент на устойчивой моде и внедряют в свою работу апсайкл, ресайкл, zero waste и другие техники, на которые стоит обратить внимание и нам.
Работы талантливых русских ребят представлены на экспозиции в магазинах MAAG, а все потому, что бренд объединился со Школой дизайна НИУ ВШЭ и организовал для студентов образовательной программы «Мода» конкурс. Марка выделила сэмплы первой коллекции и предложила участникам создать несколько образов, показав при этом свое понимание устойчивого дизайна.
Жюри объявили 11 победителей, 4 работы попали
Заплатки и нашивки
Помнишь, как в детстве мама и бабушка пришивали тебе на болоньевые брюки и джинсы заплатки после неудачных катаний на ледяной горке? Такие детали станут в 2025 году не необходимостью, а модным трендом. Александра Туманина в своей работе Upcycle project вдохновилась модернистской архитектурой Ле Корбюзье и предметным дизайном студии Campana Brothers и представила три образа с пальто, футболкой и пиджаком с нашивками, напоминающими технику кроше.
Похожие заплатки есть на джинсах, замшевой куртке и шляпе Анны Маркотенко в ее коллекции Collector. «Одна и та же вещь или материал, в зависимости от точки и угла зрения, может иметь оригинальные проявления, новые ракурсы и грани. Любое готовое изделие уже сшито и „сконструировано“, что позволяет не тратить время на его создание с нуля и при этом дает широкие возможности переосмыслить, додумать мелкие интересные функциональные детали вплоть до полностью оригинального его прочтения. Я перекрашивала, пропитывала изделия, перешивала, изменяла силуэт и крой», — поделилась Анна.
Вещи-трансформеры
Когда речь идет об устойчивом дизайне, мы задумываемся и о том, как производить многофункциональные вещи в минимальном количестве. Например, брюки с легкого взмаха руки становятся шортами, а черная панама с помощью изнаночной стороны превращается в разноцветную.
Анастасия Колесникова как раз в своей работе Modularity уделила внимание разумному потреблению и представила плащ, джинсы и пиджак в виде «трансформеров». «Концепция проекта заключается в том, чтобы не производить лишнюю одежду, а придерживаться принципа модульности. Одежда-трансформер позволяет создавать разные образы, используя минимальное количество вещей. Такой подход способствует экономии ресурсов и снижению влияния текстильной индустрии на окружающую среду».
Начинающий дизайнер Анжелика Мухаммедова тоже составила два образа MAAG Piece из вещей, которые можно носить как вместе, так и по отдельности. «За основу беру сменные рукава, шемизетки, воротники и карманы на завязках — так я решаю нехватку одного типа ткани, а также избавляюсь от большого количества обрезков, разумно используя все остатки».
А вот Мария Камбурова, чья капсула The Elusive ideal представлена в магазине MAAG в «Авиапарке», интерпретировала модный тренд иначе. Студентка продемонстрировала, как базовая рубашка может заиграть в гардеробе новыми красками. Тебе достаточно запастись оверсайз-вещью (или одолжить ее у бойфренда) и надеть ее в качестве платья, повязать на пояс или на плечи.
Возвращение к истокам
Полароиды, туфли с носками, виниловые проигрыватели, косынки — как ты уже могла догадаться, в России сейчас четко прослеживаются отсылки к моде Советского Союза и к гардеробу, который был у наших бабушек. Молодые дизайнеры тонко чувствуют потребности современных девушек в продолжении развития русского культурного кода и поэтому невольно возвращают нас в прошлое.
«Ориентация на производство, где вещи создаются вручную в одном экземпляре, является частью глобальной концепции „переработки“», — рассказывает Анастасия Головина о своей капсуле NEST, что представлена в магазине MAAG в ТЦ «Метрополис». В работе студентка акцентировала внимание на ручном труде, используя вологодское кружево, а не мануфактурное производство.
К истокам возвращается и участница конкурса Полина Стараева. Она изучила историю грубого денима, из которого раньше изготавливали палатки, и представила джинсовые тотал-луки. «Разбирая ассортимент MAAG в коробках, я увидела много разнопланового современного денима. Основной целью стало поработать именно с ним, трансформировать до исходника, превратив современную базовую одежду в то, чем она была несколько веков назад».
Спокойствие и долговечность
Гонка больше не в тренде, самые модные девушки выбирают спокойствие и ощущение стабильности. Это касается как внутреннего состояния, так и состояния твоего гардероба. Массовое потребление теряет актуальность, как и молниеносные тенденции, срок годности которых — меньше месяца.
Об этом говорит Анна Расходчикова в своей работе Home. Она представила образы в пастельных оттенках, ведь они вызывают чувство гармонии, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. «Основным референсом проекта стал журнал Kinfolk, который сочетает в себе эстетику искусства, семейных ценностей и жизни в спокойном ритме. Он наполнен фотографиями, рецептами, интервью, личными историями и практическими советами, главная цель которых — вдохновить читателей на размеренный образ жизни».
Студентка образовательной программы «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ Марина Станишевская тоже отдала предпочтение стабильности и в капсуле Rinnie представила бельевые платья-комбинации, что всегда были и будут популярны среди женщин всех возрастов.
Принты
Как вдохнуть в наскучившую вещь новую жизнь? В ход идет переработка: от варки, обесцвечивания до, напротив, создания на одежде новых принтов. Еще во время пандемии мы увлеклись техникой тай-дай и превратили все черные и белые футболки в яркие и неповторимые.
Тренду последовал Богдан Гребенюк: участник конкурса MAAG представил в капсуле 40/S плащ, юбку и топ вместе с туфлями в новом звучании — с ярким крупным горохом, который, по задумке, не состыковывается между собой.
На принтованные вещи также обратил внимание Максим Острейковский в своей работе Something about plisse. «Центральным образом проекта являются архивные фотографии моей мамы из командировок.
Мне хотелось вывести ежедневно работающую героиню за рамки ежедневной рутины, а также растопить постоянную иллюзию жизни в завтрашнем дне и наконец воплотить его в реальность».
Upcycle project — Апсайкл-проект
Collector — Коллектор
Modularity — Модульность
MAAG Piece — MAAG Фрагмент
The Elusive ideal — Неуловимый идеал
NEST — Гнездо
Home — Дом
Rinnie — Ринни
Something about plisse — Что-то о плиссе