Разговор о претендентах на «Оскар» стоит начать с лидера по количеству наград — музыкальной комедии Жака Одиара «Эмилия Перес». Всего у фильма 13 номинаций, причем сразу две — в одной категории («Лучшая песня»).
Также лента претендует на звание лучшего фильма и представлена в номинациях «Лучший режиссер», «Лучшая женская роль» (Карла Гаскон), «Лучшая женская роль второго плана» (Зои Салдана), «Лучшая операторская работа» (Поль Гийом), «Лучший адаптированный сценарий» (Жак Одиар), «Лучший международный фильм», «Лучший макияж и прически», «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший саундтрек».
Несмотря на такой успех, а также на четыре «Золотых глобуса» и награды Каннского кинофестиваля, эта криминальная комедия вызывает противоречивые чувства.
Дань повестке
В центре истории — адвокат Рита (Зои Салдана), мечтающая приносить пользу людям, но вынужденная защищать преступников. Жизнь девушки меняется, когда криминальный авторитет Хуан Дель Монте похищает ее и требует, чтобы девушка помогла ему сменить личность и стать женщиной по имени Эмилия Перес. Цель — покончить с криминальным прошлым и начать новую жизнь в Европе. При этом процесс преобразования затрагивает не только внешность и анатомию, но и весь жизненный уклад Хуана.
Сюжет обещает яркое и необычное повествование уже потому, что это мюзикл (еще и со столь необычной для жанра завязкой), но уже в первом акте становится понятно, что картина уж слишком активно эксплуатирует современные социальные темы. Женские права, проблемы цветных женщин, а главное — вопросы гендерной идентичности — становятся лейтмотивом фильма.
И хотя криминальная Мексика, где разворачиваются события, кажется подходящим местом для таких конфликтов в целом, акцент на повестке местами ощущается чрезмерным и навязчивым. Что ж, новые правила для соискателей «Оскара» в этом году вступили в полную силу.
Сценарные проблемы
Особенно спорными кажутся мотивы героев. Почему Хуан, известный своей брутальностью, решает настолько кардинально изменить свою жизнь? Неужели единственный путь — инсценировка смерти и создание новой личности? Кроме того, у героя есть явно любимая семья, которую он легко бросает ради своего замысла, что заставляет задуматься о его истинных приоритетах. Все эти вопросы остаются без ответа.
Также вызывает сомнение, может ли человек так сильно поменяться внутренне, изменив тело (но так изменить мышление пока еще, кажется, невозможно). Впрочем, быть может, нам пытаются донести мысль, что истинное счастье достигается лишь через принятие себя. Тогда пропадет агрессия и все желания действовать незаконными методами. Ну а герой смог полностью принять и осознать себя только после таких перемен. Но это уже каждый поймет по-своему 🤷♀️
Песня о маммопластике
Музыкальный формат добавляет фильму как шарма, так и противоречий. Это не типичный мюзикл с наивными танцами и песнями. Музыкальные номера аккуратно вплетены в повествование, а исполнение Зои Салданы, Карлы Гаскон и Селены Гомес поражает глубиной эмоций. Некоторые сцены буквально пробирают до слез.
Но вот песня о маммопластике вызывает недоумение — подобные моменты балансируют на грани абсурда. Усиливает негативный эффект неуклюжий и тупой переход от кажущейся серьезной истории к этой медицинской части. В то же время такие решения напоминают, что перед нами вообще-то комедия, что тоже важно, потому что юмора как такового здесь в целом мало. Разве что присутствует едва уловимая ирония.
Удивительные женщины
Особого внимания заслуживают женские персонажи. Они сложные, эмоциональные, каждый со своей болью и историей. Все эти женщины, находящиеся буквально на грани нервного срыва, прекрасно сыграны восхитительными актрисами. Карла Гаскон, исполнившая роли Хуана и Эмилии, особенно впечатляет: все ее движения после трансформации героя передают внутренний дискомфорт и борьбу персонажа.
Одной из наиболее интересных линий тоже стала чисто женская — конфликт Эмилии со «вдовой» Хуана. Поняв, что скучает без детей, Перес решает их вернуть. Притворившись сестрой Хуана, она находит способы быть ближе к ним, и этот аспект сюжета раскрывает новую грань ее личности. Но, к сожалению, этой линии уделено меньше внимания, чем она заслуживает.
Игнорирование аутентичности
Поражает и слишком уж однобокое изображение Мексики на экране. Была надежда, что проблема здесь в разнице менталитетов, и мексиканцы поймут картину иначе, но нет. Во-первых, фильм делали в основном французы. Во-вторых, мексиканские зрители раскритиковали ретроградное изображение своей страны как охваченного насилием несостоявшегося государства, а также кажущееся отсутствие интереса у Одиара ко всему, что связано с культурной аутентичностью. Фильм даже не стали снимать в Мексике — почти все сделали в павильонах в Париже.
Картина в целом эмоционально насыщена и местами поражает своей красотой и искренностью. Однако сценарные пробелы и навязчивость повестки портят общее впечатление. Создается ощущение, что зрителя хотят не столько развлечь, сколько убедить в правильности определенных взглядов, причем делают это довольно грубо. Впрочем, не исключено, что именно это и принесет фильму заветные статуэтки.