Наступает новое десятилетие, и все мы ждем перемен. В период с 2010 года в мире моды произошли серьезные изменения, на которые повлияли многочисленные экономические и экологические кризисы, сокрушительное движение #MeToo и смешение миров высокой и уличной моды.
И если не говорить о смене социальной повестки, а просто проанализировать работу модного рынка, то можно прийти к выводу, что 2010-е прошли под эгидой тренда на оверсайз.
Ветер перемен
Уже сейчас можно заметить формирование новой крупной тенденции, которая носит название тейлоринг. Само понятие относится к портняжному мастерству и раньше касалось мужских костюмов, сшитых на заказ (потому что женщины просто не носили костюмы). Феминизация тренда на тейлоринг произошла лишь в 80-е годы, чему послужил выход фильма «Деловая женщина».
Главные героини моментально стали ролевыми моделями для всех работающих девушек, и блеклые офисные костюмы мгновенно сменились на яркие двубортные блейзеры с накладными плечами.
Что было дальше, ты знаешь: бедность 90-х, гламур нулевых и спортшик 10-х. В какой-то момент требования к дресс-коду ослабли, классика была отодвинута на второй план, ход нашей жизни ускорился и потребовал соответствующей удобной униформы. Костюм стал синонимом к слову «скука» и надевался лишь в нескольких случаях: выпускной, собеседование или свадьба. Тейлоринг со спокойной душой залег на дно.
Короли тейлоринга
Раньше мы восхищались Демной Гвасалией и его гипертрофированными и прорывными дизайнами для Vetements и Balenciaga. Но в 2019-м кое-что изменилось. На церемонии вручения премий British Fashion Awards, которую ежегодно присуждает Британский совет моды, пальмовая ветвь первенства попала в руки Дэниела Ли, нового креативного директора Bottega Veneta.
Премии «Бренд года», «Дизайнер года», «Лучший дизайнер женской одежды» и «Лучший дизайн аксессуаров» достались ему, а значит, стоит начать обзор именно с его работ.
Скорее всего, ты знаешь Bottega Veneta по смешным клатчам-пельмешкам, которыми был заполнен весь Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация). Дэниелу Ли удалось завоевать любовь инфлюенсеров и разбудить «спящего гиганта». Бренд получил новую жизнь. Нестандартные формы, обилие кожи, динамичные линии, текстура и фирменное плетение intrecciato — дизайнер создает небанальную классическую одежду. Пропорции по-прежнему сдвинуты, но уже далеки от приевшегося глазу оверсайза.
Его примеру последовала Сара Бёртон, которая для коллекции Alexander McQueen добавила тейлорингу тканей и нитей, вдохновившись работами художника Фрэнсиса Бэкона. Вирджил Абло раскрасил классические костюмы в самые нежные цвета, отметив, что новый тейлоринг возможен только при условиях полной агендерности моды. А один из самых традиционных Домов моды Dries Van Noten украсил костюмы аппликациями из цветов и листьев, несмотря на ностальгический силуэт.
В какой-то момент классический костюм с его четкими линиями и скудным набором цветов превратился в одежду, которая скрывала индивидуальность. Потребовалось десять лет, чтобы переосмыслить саму идею делового стиля.
Новая интерпретация
По данным глобальной поисковой системы моды Lyst, к концу 2019 года запросы со словом «костюм» выросли почти на 30%. Чаще всего пользователи искали именно яркие, необычные костюмы.
Почему так? Тейлоринг стал свободнее и смелее. Костюм больше не сковывает движений и не требует наличия неудобных атрибутов, вроде тесных ботинок или некомфортных туфель. Плечи пиджаков вернулись на свои места, добротные материалы заменили полиэстер даже в масс-маркете. Ручной труд и тщательно проработанные детали вновь стали значимы.
Старый деловой стиль с его чопорностью и консервативностью умер. Новый тейлоринг со своей цветовой свободой, линейками костюмов, подходящих и для мужчин, и для женщин, не ограничивает индивидуальность, а подчеркивает ее. Каждая вещь имеет свой скрытый подтекст — помнишь?
Синоним успеха
Мы живем в эпоху, когда одежда перестала быть символом демонстрации статуса. Богатейшие люди мира носят простые джинсы и базовые футболки. Всеобщий тренд на беспрерывное саморазвитие, важность личностного и профессионального роста, сверхприбыльные стартапы и мгновенные капиталы диктуют свою повестку.
Добро пожаловать во вселенную успеха и личных брендов. Униформа человека нашего времени должна демонстрировать серьезность и нацеленность на результат — и с этой задачей идеально справляется костюм. Конечно, это не означает, что все вдруг нагрянут в ателье и начнут наряжаться в смокинги.
Времена изменились и, определив свою зону комфорта, мы уже вряд ли откажемся от кроссовок и удобных сумок. Но индикаторы трендов вовсю горят красным, классика возвращается, просто в ином виде.
Вперед в будущее
Оверсайз дал нам расслабиться, вырваться из клешней люкса и прекратить жить во вселенной высокой моды. В некотором смысле тейлоринг взял на заметку элементы стритвира, что отразилось на калейдоскопе цветов, принтов и силуэтов новых костюмов. Так что в 2020 году этот мир захватят парни и девушки в розовых и ментоловых пиджаках, возможно, купленных в одном отделе. Because everything has changed.