Новости о закрытии сериалов буквально сыпятся на фанатов дизи с самого начала осени 2024. К примеру, то, что проект «Плохая кровь», который только недавно стартовал на телевидении, спешно закрывают, подтверждено уже официально. А вот новости о том, что мы прощаемся с «Диким», оказались вбросом, потому что их опровергли Бертан Асллани, Долунай Сойсерт и сценаристка проекта. Тем не менее, в зоне риска все еще остаются «Красные бутоны» и «Клюквенный щербет», на которые в очередной раз нацелился RTÜK (Верховный комитет по цензуре в Турции). В чем дело? Давай разбираться 🧐
Может быть ты удивишься, но в социальных сетях во всю обсуждают причастность «Зимородка» к событиям, которые коснулись турецких сериалов от других продюсерским компаний. Да, можно сказать, что OGM Pictures подозревают в намеренном устранении сильных конкурентов, ведь пока их третий сезон не может похвастаться высокими рейтингами, которыми раньше так гордились продюсеры и сценаристы. Но если исключить теорию заговора, потому что никаких доказательств все же нет (а жаль), то стоит обсудить более объективные причины этой проблемы 👇
1. Убийцы турецких сериалов — это рейтинги
Да, мы снова обращаемся к сухим и жестоким цифрам, которые стали причиной закрытия сразу трех сериалов осени 2024 года, а именно проектов «Плохая кровь», «Камень, ножницы, бумага» и «Слепое пятно». Они не успели выпустить и десяти эпизодов, так что можно сказать, что это скоростное снятие новинок с эфира. В очень шатком и даже опасном положении остаются «Дикий» (пусть его финал опровергли), «Прекрасная страна любви», «Черная шелковица» и «Грязная корзина».
За прошлую неделю почти все сериалы серьезно упали в рейтингах. И причин этому может быть множество. Если пятничные проекты могут винить во всем футбол, то что именно «подкосило» остальные истории, пока неясно. Кажется, что зритель просто устал от одних и тех же историй в разных декорациях. Или же отсутствие ромкомов летом 2024 года не позволило аудитории отдохнуть от мрачных сюжетов, поэтому сил смотреть на насилие, слезы и мафиозные разборки на экранах просто не осталось.
Всем уже известно, что от рейтингов зависит заработок продюсерских компаний, причем напрямую. И сейчас Турция в целом переживает экономический кризис, потому «тянуть» ми содержать убыточные сериалы им просто невыгодно, как бы не расстраивалась аудитория. Тем не менее, тот же «Дикий» остается в эфире, но не только из-за международных продаж, которые позволяют ему хоть как-то окупаться, но и из-за того, что у телеканала просто нет замены для сериала, а остаться без какого-либо проекта — еще убыточнее, чем тащить тот, который не приносит ожидаемого дохода.
2. Система рейтингов безнадежно устарела
Сейчас от турецких телеканалов и продюсерских компаний требуют внушительных цифр, и тренд на это в свое время задал первый сезон «Зимородка». Однако те, кто опирается на эту процентную выборку, не учитывают, что основная масса поклонников дизи сейчас находится за рубежом, а сами турки предпочитают смотреть или сериалы на государственных каналах, или новинки, которые любят и по всему миру, но в социальных сетях, или вовсе отдают предпочтение американскому Netflix.
Поколения меняются, и телевизоры просто выходят из моды. Зачем ждать выход новой серии и смотреть ее с рекламой, если можно дождаться публикации в Сети и посмотреть эпизод без побочных раздражителей? Это не значит, что заинтересованность падает, просто люди начали выбирать свой комфорт. И это абсолютно нормально. Правда, пока те, кто следит за турецкими сериалам, не будут способны это осознать, мы так и будем сталкиваться с постоянным закрытием интересных проектов.
3. Турецкие сценаристы забыли, что такое качество
Не стоит винить во всем только цифры. Все же есть и человеческий фактор. Многие поклонники турецких сериалов замечают, что авторы, которые работают над историями, просто начинают... исписываться. Герои теряют прежнюю привлекательность, сюжетные повороты становятся до неприличия предсказуемыми, а щемящего сердце ожидания новой серии не появляется даже после появления отрывков к ним. Работа на поток и попытки получить как можно больше денег за как можно больше серий приводят к тому, что интерес аудитории пропадает вслед за логикой повествования.
От такой проблемы сейчас больше всего страдает «Зимородок», в котором мы видим те же самые сюжетные ветки в новых декорациях. У «Клюквенного щербета» все тоже не так гладко, как хотелось бы, хотя пока он остается лидером во всех категориях, умело тесня своих конкурентов. Сценаристы лидера прошлого сезона, а именно сериала «Бахар», расслабились настолько, что потеряли половину аудитории. Конечно, ни к чему хорошему это не ведет, потому что сейчас все должны, напротив, бороться за зрителей, а не пускать все на самотек.
4. Вывод старых и обилие новых героев
Все мы понимаем, актеры могут сами принять решение покинуть сериал после года работы в нем, однако для нескольких проектов такие кадровые перестановки стали причиной для разочарования аудитории. Конечно, тут нельзя не вспомнить Таро Эмира Текина и его Кайю, который бесследно исчез из «Зимородка». То же самое касается Мюдже Узман, которая покинула «Клюквенный щербет». По мнению поклонников сериала, вместе со смертью Алев умер и тот самый дух проекта, который привлекал к себе фанатов.
Зато и вместо Кайи, и вместо тети Доа в оба сериала добавили огромное количество «новичков», которые пока вообще не несут никакого развития сюжета и выглядят каким-то статистами. Попытки показать зарождение лав-стори Абдуллы и Мэри вся аудиторию «Клюквенного щербета» воспринимает так же, как и Фатих. А свадьба Абидина с Суной в глазах тех, кто смотрит «Зимородок», выглядит неестественно и странно, особенно на фоне того, что мы совершенно ничего не знаем о судьбе кузена Ферита.
5. Одни и те же истории под разным «соусом»
Если раньше в Турции пачками снимали забавные ромкомы, то теперь все продюсеры гонятся за психологическими драмами, чтобы зрителей «проняло». Но проблема в том, что однообразие на рынке начало порядком надоедать. И именно по этой причине сериал «Ночная сказка» изначально показал такой хороший старт. Ведь проект с Бураком Денизом и Су Бурджу Джошкун оказался достаточно типичным классическим дизи. Он хочет отомстить за смерть отца, она — дочь его врага, их тянет друг к другу… И далее по списку. Сюжет в духе достаточно популярного и знаменитого «Ветреного», который умудрился продержаться в эфире целых три сезона.
А в других проектах мы видим травмированных героев, токсичные отношения, детские травмы и остальные «прелести» жизни, моду на которые фактически ввел «Зимородок», который… теперь сам страдает из-за того, что у него появилось огромное количество конкурентов в том же жанре. Рынок дизи явно необходимо пересмотреть, в противном случае кризис настигнет все сериалы. И, возможно, на время вернуться к ромкомам, чтобы позволить аудитории выдохнуть. Ведь сезонное деление турецких сериалов тоже негативно влияет на их популярность. Всем известно, что ромкомы выходят летом, а драмы — осенью и зимой. Но что если просто позволить всем жанрам выходить в любое время? 🤓