Компьютерные игры, приставки и вечный скроллинг ленты — это, конечно, хорошо, пусть и не слишком, но все это уже давно заменило радость живого общения. Да и на улице все реже можно увидеть детей, которые играют в какие-то подвижные игры. И все это натолкнуло меня на мысль собрать лучшие активности 80-х и 90-х.
И пока я это делала, вспомнила, как постоянно проигрывала в двенадцать палочек или не шла домой после школы, потому что около нее мы с одноклассницами устраивали настоящий «чемпионат» по классикам. Не уверена, что эта статья вдохновит всех сорваться с места и устроить на улице марафон дворовых игр, но, кто знает, может в следующий раз, когда просто ходить по улице станет скучно, ты вспомнишь, как можно развлечься с минимальными вложениями 😅
Секретики
Кстати, завтра отмечают день цветных стеклышек, и как по мне, это отличный повод вспомнить про эту игру. Для того чтобы закопать свой «клад», нужно было только стекло и много разноцветной мелочевки. К примеру, фантики, красивые цветы, какие-то бусинки и другие вещи, которые на первый взгляд могут показаться просто хламом.
Ах да, в мультсериале «Смешарики» была целая серия с интригующим названием «Тайное общество», которую посвятили этой игре. В ней Ежик выкапывал ямку, клал туда фольгу, закрывал стеклом, а после засыпал «тайник». О своем занятии герой рассказал Крошу, и этот маленький секрет еще больше сблизил друзей.
Резиночка
Нереально сложно найти ребенка 80-х и 90-х, который не знает, что это за игра. Я пробовала себя в этом нелегком занятии, но совладать с резиночкой мне не удавалось. Правила у развлечения вроде бы простые, но именно в этом и заключается их сложность. Чтобы стать чемпионом, нужно обладать шикарной координацией.
Сначала двое игроков натягивают резинку между собой, а третий начинает через нее прыгать. В игре несколько уровней. На первом резиночку натягивают на уровне щиколоток, но чем выше становится сложность, тем выше поднимается резинка. На шестом уровне те, кто ее держат, и вовсе натягивают резинку на свои шеи!
На каждом из уровней игрок делает определенный набор упражнений, ведь прыжки должны быть разных видов. К примеру, бегунки, ступеньки, бантик или конвертик. Кстати, чтобы усложнить задачу, некоторые играли парами, ведь тогда нужно делать все синхронно со своим партнером по забаве.
Классики
Нарисованные на асфальте «классики» я вижу до сих пор, но все равно не так часто, как раньше. Кстати говоря, игру придумали не в СССР, как думают многие, на самом деле она появилась еще в Средние века.
Чтобы начать играть, нужно расчертить поле мелом. Обычно это прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом в конце. Вариантов прыжков, как и разметки площадки, существует несколько.
Обычно, чтобы начать игру, каждый из участников по очереди кидает «битку» (камушек или что-то другое) в первый квадрат. А после первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает эту битку за собой. Если игрок наступил на черту или битка не попала на нужное поле, то ход автоматически переходит другому.
Казаки-разбойники
Игра казаки-разбойники сочетает в себе салки и прятки. В разных регионах в игру играли по разным правилам, но неизменным оставалось одно: две команды — казаки и разбойники. Каждая из команд выбирает своего атамана, а вместе участники определяли поле боя, за пределами которого играть нельзя.
После этого казаки выбирали место, где расположится их штаб и темница, а разбойники вместе выдумали несколько паролей, только один из которых был правильным. На протяжении игры задача казаков — переловить всех разбойников и узнать верный пароль, а задача разбойников — захватить штаб противников.
Если казакам удается кого-то поймать, то человек не может покинуть «темницу», если его команда не захватит «штаб». Игра продолжается, пока одна из сторон не добьется своей цели, и, поверь мне, длиться это может очень и очень долго.
Двенадцать палочек
Эта игра — те же прятки, но с более сложными условиями, потому что в ней есть возможность «спасти» игроков, которых уже нашли. Перед началом игры на импровизированные качели из доски и камушка укладываются 12 тонких прутиков.
Нужно сделать это так, чтобы палочки можно было быстро разбросать, чтобы испортить жизнь несчастному водящему. В начале игры тот считает до 30, а когда время вышло, идет искать всех участников. Если водящий замечает кого-то из участников, ему нужно как можно быстрее добежать до палочек, коснуться их и назвать имя игрока.
Если же первым до палочек добегает найденный участник и успевает сбить их, то все игроки, включая найденного, получают право перепрятаться, пока водящий собирает палочки и восстанавливает шаткую конструкцию.
Салочки
Водящего все так же выбирают благодаря жребию или считалочке. После участники устанавливают границы площадки, по которой можно бегать, и все разбегаются в пределах оговоренной зоны. Водящий пытается поймать игроков, и тот, кого он осалил, автоматически становится следующим ведущим.
«Тише едешь — дальше будешь»
Чтобы развить внимание и выдержку, можно было поиграть в «тише едешь — дальше будешь». Кстати, некоторым водителям, которые обожают нарушать правила на дороге, курс таких игр точно бы не помешал.
Чтобы начать играть, на просторной площадке чертятся линии «старт» и «финиш», причем чем больше будет расстояние между двумя полосами, тем веселее будет играть. Все игроки встают на старт, а на финише, спиной к ним, встает ведущий. Он произносит фразу: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три!», и игра начинается. Пока ведущий говорит, все игроки начинают бежать. А под конец фразы тот оборачивается, чтобы осмотреть замерших на месте игроков.
Если участник не остановился вовремя, то его снова отправляют на старт. Игра продолжается, пока один из игроков не доберется до финиша. Тот, кто победил, становится новым ведущим.
Вышибалы
В вышибалы многие могли играть (или все еще играют) в школе на уроках физкультуры. Правила у игры простые: все участники, кроме двух, становятся в центр просторной площадки. Двое «выбивающих» располагаются на противоположных краях и начинают перебрасываться мячом так, чтобы выбить всех игроков.
Тот, до кого дотрагивается мяч, выбывает из игры. Как только «вышибалам» удается избавиться от всех, даже самых ловких участников, игра начинается заново.
Кис-Брысь-Мяу
Об этой игре знают далеко не все, но мне она кажется по-настоящему забавной (и романтичной!). Такое развлечение отлично подходит игрокам постарше, и сейчас ты поймешь, почему.
Чтобы сыграть, нужно одинаковое количество парней и девушек. Они садятся на скамейку или встают в ряд. Из их числа ведущий выбирает одного, который становится лицом к нему и спиной к остальным. После этого тот, кто водит, начинает незаметно показывать на игроков, которые сидят (или стоят) за спиной выбранной «жертвы», и говорит «кис?».
Если игрок отвечает «брысь», то выбор продолжается, а если говорит «мяу», то ему нужно ответить на вопрос «какой цвет?». Каждый из цветов в этой игре имеет свое значение и скрывает свое задание. Примерным списком я поделюсь с тобой ниже 👇
Белый — пять минут наедине;
Зеленый — три любых вопроса участнику, на которые он может ответить только «да»;
Красный — поцелуй в губы;
Розовый — поцелуй в щеку;
Желтый — игроки остаются наедине и задают друг другу три любых вопроса, на которые нужно ответить честно;
Оранжевый — пройтись по улице, взявшись за руки;
Синий — поцеловать руку;
Фиолетовый — сделать три мелкие пакости.
Считается, что игру придумали как версию знаменитой «Бутылочки». И именно она помогала застенчивым и скромным признаваться друг другу в чувствах и делать первые шаги. Эх, сколько пар удалось бы свести друг с другом, если бы забава снова стала трендовой…
Испорченный телефон
Если активные занятия надоедали, то можно было поиграть в эту игру, которая подходит как для одной, так и для нескольких команд.
Сначала выбирается водящий, который придумывает слово (лучше всего — сложное и непонятное) и шепчет его на ухо одному из игроков. Задача того, кто получил слово, передать его следующему игроку, и так по цепочке. Последний игрок говорит слово вслух, а ведущий оценивает, насколько хорошо команда справилась с его заданием.
Жмурки
Про салочки я уже рассказала, а эта игра — практически то же самое, только тут у того, кто водит, завязаны глаза. Чтобы водящему было не так сложно, пространство для бега остальных игроков обычно ограничено. Того, кто будет салить других, выбирают с помощью жребия или считалочки, чтобы никому не было обидно.
После того как «жертва» определена, ей завязывают глаза и раскручивают ее на месте. Задача водящего — не только поймать, но и узнать на ощупь, что за игрок перед ним. Если водящий угадал, то его место занимает пойманный и узнанный им участник игры.
Прятки
Это база! И мне кажется, прятки до сих пор остаются «любимчиками» детей. К примеру, моя племянница постоянно уговаривала меня поиграть с ней именно в эту игру. Прелесть в том, что даже в маленьком помещении, если, конечно, это не пустая комната, можно придумать необычное место, чтобы спрятаться.
P.S. Если когда-нибудь какой-то ребенок попросит тебя поиграть с ним в прятки, выбирай роль того, кто прячется. И попытайся найти уголок поукромнее, чтобы наконец-то отдохнуть. А может даже и выспаться, если место окажется удобным.
Съедобное-несъедобное
Для этой игры нужен мяч, быстрая реакция и хорошее воображение. Все участники встают в ряд, и после этого водящий начинает бросать мяч игрокам, называя какой-то предмет. Правила просты: если вещь, которую назвал водящий, можно съесть, то мяч надо поймать, а если нет — отбить.
Самая главная фишка игры — скорость. Чем быстрее ведущий придумает предметы, очередность которых трудно предугадать, и чем быстрее кидает мяч, тем веселее. Тот, кто допустил ошибку, схватив несъедобное или отбив съедобное, становится водящим.
Колечко-колечко
Колечко-колечко, выйди на крылечко… Так, о чем это я? Об игре, которая отлично подходила, когда хотелось просто посидеть и отдохнуть. Сначала человеку, который будет водить, дают небольшой предмет (к слову, совсем неважно, будет это кольцо или нет).
Остальные игроки должны сложить ладони так, чтобы не было видно, положили ли что-то в их руки. После этого водящий по очереди проходит мимо каждого игрока и говорит: «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю». В процессе водящему надо передать кольцо одному из участников, но сделать это так, чтобы другие не заметили.
После того, как ведущий закончил, остальные игроки должны угадать, кому ведущий отдал кольцо. Если им не удается это сделать, то тот, кто передавал его, победил!
Царь горы
Если ты не будешь знать, чем заняться в компании друзей, или кому-то из вас придет в голову выяснить, кто из вас самый амбициозный, напористый и заслуживает право выбрать, в какой бар вы идете в следующий раз, то вот, отличный вариант для решения споров. Правда, для него понадобится небольшой холмик, обычно из песка (или снега).
Один из игроков должен «захватить» гору. Задача других — лишить самого зазнавшегося его «титула», столкнув с захваченной им горки. Каждый тут играет сам за себя, а победителем считается тот, кто смог не только получить, но и «удержать» импровизированный престол.