В турецких сериалах, как и в любых других произведениях, базой для образов героинь очень часто делают архетипы, которые существуют в реальной жизни. Такой подход позволяет наладить контакт с аудиторией, ведь благодаря ему во время просмотра у каждого гарантированно появится свой любимчик.
Порой один архетип может трансформироваться в другой под влиянием внешних обстоятельств (а именно — сюжета), но сегодня я собираюсь сконцентрироваться не на этом, а на том, какие именно типажи есть в каждом турецком сериале без исключения. Конечно, в статье будут примеры из моих любимых проектов, но я уверена, что во время прочтения ты с легкостью распределишь персонажей из сериала, который смотришь, по «ролям», которыми я поделюсь с тобой ниже 🧐
Невинная Золушка
До того, как мир турецких сериалов поддался феномену «Зимородка» и переключился на драмы, типаж невинной Золушки всегда доставался главной героине в любом проекте. Это и Эда Йылдыз из «Постучись в мою дверь», и Санем из «Ранней пташки», и Дефне из «Любви напрокат», и Хаят из «Любовь не понимает слов».
Не всегда красотки в подобном амплуа ждут принца, но тот обязательно их находит и, конечно же, остается очарован их нежностью, добротой и умением видеть красоту в мелочах. Сейчас Золушки стали другими и, скорее, напоминают даму в беде и несчастную жертву обстоятельств, которую обязательно нужно спасти.
Самый яркий пример за последнее время — Зеррин из сериала «Далекий город». Она вроде как хочет быть с Кайей, но не готова бороться за себя и собственное счастье, потому жертвует собой ради других.
Сюда же можно отнести Нихан из сериала «Черная любовь» и Наре из сериала «Дочь посла». Если Золушку ставят в позицию жертвы, то она не борется за себя, страдает и надеется, что в какой-то момент все наконец-то поменяется в лучшую сторону.
Мудрая подруга
Без советниц в турецком сериале никак не обойтись, ведь главной героине просто необходимо прийти к кому-то, чтобы излить душу и получить совет. Мудрая подруга может быть в разы старше или ровесницей, кроме того, их может быть даже несколько в одном проекте.
К примеру, в «Далеком городе» главной опорой для Альи стала Наре, которую сценаристы сделали достаточно проницательной и тактичной для того, чтобы «пробить» броню главной героини. Но в какой-то момент (и всего на несколько серий) подобная роль досталась биологической матери девушки — Фикрие. В «Постучись в мою дверь» мудрой подругой Эды была то Джерен, пока на нее не повлияли фиктивные отношения главной героини с Денизом, то Фифи, ведь той удавалось сохранять завидное хладнокровие при любых обстоятельствах.
В «Зимородке» Сейран чаще всего говорила по душам с Гюльгун, так что роль «мудрой подруги» досталась именно ей, а вот Суна «потеряла» это место после первого сезона. В «Клюквенном щербете» для Доа такой отдушиной стала Алев, пока ее не вывели из проекта, а для Лейлы — Гюзиде и Фидан.
Воительница
Самая яркая воительница дизи на данный момент — Алья Альбора. Такие героини защищают не только тех, кого любят, но и всех, кто в этом нуждается, даже если их не просили о помощи. Кстати говоря, многие относят к подобному типажу бойкую Эду, но, как видишь, я все-таки отнесла героиню Ханде Эрчел к типажу «Золушки».
Сейран из «Зимородка», Лейла из «Лейлы», Зейнеп из «Безграничной любви», Аси из «Дикого»… Список получается достаточно длинным, ведь все девушки, которые играют ключевые роли в турецких сериалах последних лет, подходят под такое описание. Они не ждут, пока их спасут, потому что предпочитают брать ответственность за свою жизнь на себя. Короче говоря, чем-то напоминают Фиону из «Шрека», которой надоело ждать прекрасного принца, который вытащит ее из башни дракона.
Они зачастую бывают немного грубыми, не спешат показывать свои чувства, а еще не слишком стремятся исправить мужчину, который оказывается рядом. Их тактика — приспосабливаться и воздействовать на главного героя не слишком заметно, но при этом достаточно эффективно.
Соблазнительница
Без любовницы не может обойтись ни один уважающий себя турецкий сериал. Если в проекте, который ты смотришь, ее нет, не переживай, она скоро появится. К такому типу можно отнести всех дам, с которыми постоянно ошивался Фатих в «Клюквенном щербете», Пелин из «Зимородка», Мине из «Далекого города»… И еще множество героинь.
Их главная задача — вбить клин между основной парой, повысить накал страстей и довести несчастную аудиторию до состояния нервного срыва. Если ядовитых антагонисток, про которых я расскажу ниже, могут по-своему любить, уважать и даже ценить их вклад в динамику сюжета, то соблазнительницы обычно становятся разменной монетой для развития истории и не несут никакой ценности. Их можно с легкостью вывести из истории, а после — с той же легкостью найти им замену.
Хранительница очага
Без такой героини тоже не может обойтись ни один турецкий сериал, правда, зачастую роль у актрис, которым достается подобное амплуа, очень уж второстепенная. Это Юмю из сериала «Далекий город», Айфер из «Постучись в мою дверь», Сема из «Лейлы» и Шефика из «Зимородка».
Главный талант такой женщины — поддерживать всех, кто ее окружает; утешать в непростых ситуациях и дарить свою заботу. Кажется, что внутри героини спрятан неиссякаемый источник доброты и любви, так что даже в самых драматичных проектах они становятся лучиком надежды.
Ядовитая антагонистка
Самой яркой представительницей этого типажа я смело могу назвать Гёркем из сериала «Клюквенный щербет». Но на деле в более слабых версиях подобные дамы есть в любом дизи, потому что без них никуда. Сюда же отправляется Мезиде из «Зимородка», одержимая жаждой мести.
Очень часто такие персонажи оступаются и допускают ошибки из-за собственной эмоциональности, хотя в перспективе способны разработать планы, которые серьезно «ударят» по положительным героям. Кстати говоря, совсем забыла про Нур из «Лейлы». Вот, кто мог бы потягаться с Гёркем, ведь в матери Дживана нет буквально ничего святого.
Ядовитые антагонистки очень часто умело манипулируют другими людьми, особенно мужчинами, потому что умеют скрыть истинные намерения за фасадом из благонадежности. Они легко втираются в доверие к другим и могут выходить сухими из воды, даже если надежда на это оказывается минимальной.
Ах да, чуть не забыла, в этом же списке должна быть ненавистная фандомом Дидем из сериала «Безграничная любовь», которая долгое время успешно обводила Халиля Ибрагима вокруг пальца.
Железная леди
Стоит понимать, что воительница и железная леди — это две разных героини, и очень часто первая оказывается главной и, конечно же, любовным интересом мужчины, а вторая — матерью или любой другой старшей родственницей в проекте.
В «Постучись в мою дверь» такой типаж можно было увидеть у Айдан Болат и бабушки Эды, в «Далеком городе» эта роль досталась Садакат, в «Зимородке» в подобном амплуа мы видим тетушку Казыма — Хаттуч, а в «Клюквенном щербете» за нее с легкостью сойдет Кывылджим. Основная задача такой героини — навести порядок там, где царствует хаос, даже если те, кто принимает в этом хаосе непосредственное участие, с новым раскладом не согласны.
Такие героини чаще всего не слишком счастливы в личной жизни, потому что сосредоточены на тотальном контроле, собственной реализации в каком бы то ни было плане и достижении успеха. Они отличаются заносчивостью и некоторой высокомерностью, но все равно понимают, когда надо отступить, и могут быть справедливыми, если, конечно, захотят.