Что не так с фильмом «Эдем»: ожидания не оправдались | Источник: theGirl
Фото

theGirl

В российский прокат 4 сентября выходит основанный на реальных событиях триллер Рона Ховарда «Эдем» с невероятно звездным актерским составом. Роли исполнили Джуд Лоу, Ана де Армас, Ванесса Кирби, Даниэль Брюль, Сидни Суини и другие актеры. Лента участвовала в ряде кинофестивалей, но кинокритики встретили ее прохладно. Давай разберемся, что же с этой картиной не так.

О чем фильм «Эдем»

По одному анонсу так и напрашивается сравнение «Эдема» «Пляжем» Денни Бойла: это история о группе людей, которые сбежали от цивилизации на уединенный остров, обещающая сочетание приключенческого сюжета и социально-психологической драмы. Однако в реальности Ховард снял куда более мрачное и философское кино, где под яркой оболочкой тропического пейзажа скрывается история о человеческой несостоятельности и лицемерии.

Сюжет разворачивается на Галапагосских островах в 1930-е годы. На безлюдный клочок земли прибывает несколько человек, уставших от городской суеты, политических потрясений и моральной разрухи. У каждого своя причина: кто-то ищет утопическое сообщество, кто-то — личное спасение, кто-то — возможность начать все с нуля. Однако быстро выясняется, что побег от мира не избавляет от человеческих слабостей. «Жизнь здесь мерзка и неприятна», — признается главный герой, и в этой реплике сконцентрировано главное настроение картины.

Источник: Кадр из фильма «Эдем»
Фото

Кадр из фильма «Эдем»

Первый акт посвящен суровой прозе выживания. Герои строят жилища, добывают воду, пытаются наладить питание. Ховард не стремится приукрасить их быт: зритель видит, как быстро романтическая иллюзия сменяется усталостью, раздражением и внутренними конфликтами. Тем не менее, режиссер дает немало экранного времени красотам Галапагоса — сочные краски, густые заросли, ослепительное солнце. Эта визуальная щедрость создает контраст между красотой природы и моральным разложением тех, кто на нее вторгся.

Неприятные персонажи и эмоциональные роды в фильме «Эдем»

Одной из ключевых тем фильма становится критика современной цивилизации. Главный герой в исполнении Джуда Лоу рассуждает о том, что человечество стоит на грани самоуничтожения, и что необходимо создать новую философию, способную спасти людей от катастрофы. Но чем больше он говорит, тем очевиднее его лицемерие. Главный герой, вроде бы провозглашающий высокие цели, на деле сам же разрушает хрупкий баланс в сообществе, вредит своим последователям и действует из эгоистичных побуждений.

Источник: Кадр из фильма «Эдем»
Фото

Кадр из фильма «Эдем»

Второстепенные персонажи также не вызывают большой симпатии, более того — им катастрофически не хватает тщательной проработки. Они прописаны скорее как носители определенных черт, чем как цельные личности. Особняком стоят доктор (главный герой) и баронесса — самые яркие и, одновременно, самые неприятные фигуры.

Доктор скрывает за маской рациональности личные амбиции, а баронесса превратилась в сгусток интриг, манипулируя окружающими и сталкивая их лбами. Наблюдать за ее многоходовыми комбинациями любопытно, но мотивы героини остаются туманными. Впрочем, и у других персонажей нет внятных ставок — они не борются за что-то действительно ценное и понятное, поэтому вовлечься в их судьбы сложно.

Сидни Суини, исполнившая роль молодой женщины, представляющей на острове здравый смысл, в первой половине картины кажется блеклой. Ее героине недостает харизмы, а актерской игре — убедительности. Однако ближе к финалу наступает момент, меняющий восприятие персонажа: непростая сцена родов, снятая с предельным эмоциональным напряжением, становится одним из немногих эпизодов, в котором фильм по-настоящему цепляет. Здесь Суини раскрывает актерский потенциал и, наконец, начинает вызывать сочувствие.

Реальные события

Немаловажный нюанс — фильм основан на реальных событиях. История таинственных исчезновений и конфликтов на Галапагосах действительно происходила. Это могло бы придать картине дополнительную ценность, если бы Ховард предложил новое осмысление фактов или оригинальный взгляд на события. Но в итоге «Эдем» в основном пересказывает известные эпизоды, не уходя глубже, чем популярные статьи и хроники.

Источник: Кадр из фильма «Эдем»
Фото

Кадр из фильма «Эдем»

Визуально картина безупречна: операторская работа превращает Галапагос в почти осязаемое пространство, где природа одновременно завораживает и пугает. Но за этой красотой скрывается пустота — сценарий не дает зрителю эмоциональной опоры, а персонажи остаются на расстоянии. И хотя Ховард явно хотел снять фильм о вечной человеческой драме — о том, что люди, даже сбежав от цивилизации, несут в себе все ее болезни, — «Эдем» в итоге работает скорее как красивая иллюстрация этой мысли, чем как по-настоящему пронзительная история.

Именно в этом заключается главное противоречие фильма: он хочет быть философской притчей о спасении человечества, но его герои не способны спасти даже самих себя.