Что такое медиаискусство: как цифровые технологии меняют мир творчества | Источник: theGirl
Фото

theGirl

Представь, что ты заходишь в комнату, где стены словно оживают — под твоими шагами они меняют цвет, текстуры и узоры, а свет и звук окружают тебя со всех сторон. Или надеваешь VR-шлем и мгновенно переносишься в загадочный сказочный лес, созданный художником специально для тебя.

Это совсем не сцена из фантастического фильма — это медиаискусство, одно из самых захватывающих направлений современного творчества.

TRAME DI LUCE, 2025 | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине

TRAME DI LUCE, 2025

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине

Наверняка ты видела эти завораживающие видео и фото в соцсетях: бесконечные зеркальные пространства, в которых отражается каждый взмах руки, или огромные цифровые волны, словно живые, накатывающие на зрителя.

Именно такие проекты становятся настоящими сенсациями на выставках и фестивалях по всему миру. Но чем на самом деле является медиаарт?

Это синтез искусства и технологий, в котором художники используют цифровые инструменты, интерактивные установки, дополненную и виртуальную реальность, чтобы создать новые формы восприятия и коммуникации.

Медиаискусство — это не только красивая картинка, это погружение и эксперимент с пространством, зрителем и самим временем.

Сегодня этот жанр становится все более популярным, потому что он максимально близок к тому, как мы сами живем: в мире экранов, цифровых данных и бесперебойного потока информации.

Медиаискусство открывает новые горизонты для самовыражения — художники не ограничены обычным холстом или статичной скульптурой, они создают динамичные, реагирующие на публику произведения, которые меняются в зависимости от действий зрителей.

Nidum, Splaces.studio, 2023 | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Nidum, Splaces.studio, 2023

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

В этой статье ты поймешь, как именно цифровые технологии преобразуют творческий процесс, увидишь захватывающие примеры работ ведущих медиахудожников, получишь простое объяснение, что такое медиаискусство.

А еще, конечно же, узнаешь, где можно познакомиться с ним лично — ведь лучшая часть медиаарта начинается именно тогда, когда ты оказываешься внутри него, а не просто смотришь на экран. Готова погрузиться в этот новый мир? Тогда вперед!

Простыми словами: что это за «медиа» такие?

Если классическое искусство — это холст и масло, кисти и мрамор, то медиаискусство — это совсем другие инструменты: компьютер, проектор, датчики движения, свет, звук и виртуальная реальность.

Вместо традиционных материалов художники используют цифровые технологии, чтобы создавать живые и динамичные произведения.

Игра.exe, 2025 | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Игра.exe, 2025

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Медиаискусство (от англ. media art) — это современное искусство, где главным материалом и инструментом выступают технологии. В центре внимания — не просто изображение или объект, а процесс взаимодействия между человеком, машиной и художественным замыслом.

Основная идея медиаарта — это диалог. Произведение не статично и часто меняется в зависимости от твоего присутствия, движения или даже эмоций. Например, инсталляция может реагировать на твой голос, повторять твои жесты или превращать твое отражение в уникальный визуальный сюжет.

Так создается особое пространство, где зритель не просто наблюдатель, а участник и соавтор происходящего.

Rabia, 2025 | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Rabia, 2025

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Не только пиксели: основные направления медиаарта

Медиаискусство — это не просто цифровые картинки, это целый спектр направлений, каждое из которых раскрывает технологии и творчество по-новому. Давай посмотрим на самые яркие из них.

  • Видеоарт

Это не то же самое, что кино или короткие видео в социальных сетях. Видеоарт — это видеоработы, часто без классического сюжета, которые концентрируются на визуальных и эмоциональных впечатлениях. В них художник играет со светом, движением и временем, создавая глубокие, порой философские смыслы.

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

  • Саунд-арт

Здесь главным героем становится звук. Инсталляции реагируют на движение зрителя или меняются в зависимости от окружающей среды.

Например, звук может усиливаться, когда ты подходишь ближе, или наполнять пространство необычными саунд-текстурами и шумами, создавая чувственное переживание, которое невозможно просто «посмотреть».

  • Цифровая графика и анимация

Цифровая графика и анимация — это направление медиаискусства, где произведения создаются полностью с помощью компьютерных программ.

Здесь художники работают с 2D и 3D изображениями, создают иллюстрации, анимационные ролики и сложные визуальные эффекты, которые порой невозможно воплотить традиционными средствами. Это и абстрактные работы, и гиперреалистичные визуализации.

Особенно интересно то, что сюда входит и генеративный арт — искусство, создаваемое с помощью алгоритмов и машинного интеллекта. Художники задают правила и параметры, а программа генерирует уникальные изображения или анимации, часто никогда не повторяющиеся.

В современном искусстве термин NFT стал синонимом уникальной цифровой работы, которую можно коллекционировать или продавать, как стикер в виртуальной галерее.

NFT CITY, 2023 | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

NFT CITY, 2023

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

  • Интерактивные инсталляции

Самые зрелищные и часто «пинтерестные» проекты. Ты не просто смотришь на произведение — ты становишься его частью.

Свет и звук реагируют на твои движения, меняется визуальный ряд в зависимости от твоего расположения или жестов. Такие инсталляции погружают в ощущение игры и волшебства.

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

  • VR/AR-искусство

Полное погружение в виртуальные миры через очки VR или дополненную реальность на экране телефона. Художники создают целые параллельные миры, куда можно бесконечно погружаться и испытывать опыт, недоступный в нашей обычной реальности.

Например, ты можешь очутиться в космосе и внутри молекулы, летать как птица или плавать на дне океана, быть окруженной волшебными существами или почувствовать себя в теле другого человека. И все это за считаные минуты!

Транспарентность, «Охра», 2024 | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Транспарентность, «Охра», 2024

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

  • Сетевое искусство (интернет-искусство, net art)

Это арт-объекты, которые существуют исключительно в интернете. То есть в физическом пространстве аналогов проектов нет-арта нет. Они живут на веб-страницах, в соцсетях, в мемах и вирусных видео.

Здесь художники создают новые смыслы, играя с цифровой культурой и нашим ежедневным опытом онлайн — искусство, которое не нужно «посещать», его можно открыть в любом гаджете.

Одно из главных свойство нет-арта (как и любых других новых медиа) — интерактивность, в основе которой лежит не просто визуализация, а коммуникация.

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Почему это круто? 5 причин влюбиться в медиаискусство

Медиаискусство — не для скучных залов классических музеев и длительных лекций, от которых хочется спать. Вот почему оно заслуживает твоего внимания и может стать настоящим хитом твоего сердца и вдохновением для новых творческих экспериментов.

1. Это фото- и видео-рай. Каждая иммерсивная инсталляция — как будто специально создана для соцсетей.

Яркие цвета, неожиданные формы, эффектные свето- и звуковые решения — идеальный фон для красивых сторис, Reels и фотографий. Не нужно искать фильтры, когда сам арт — уже полноценный визуальный спецэффект.

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

2. Полное погружение (иммерсивность). Это не пассивный просмотр, а настоящее путешествие внутрь работы. Ты заходишь в пространство, где свет, звук и движение создают атмосферу, вовлекающую все чувства.

Такой опыт запоминается надолго и дарит сильные эмоции — тут ты не наблюдатель, а главный герой.

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

3. Искусство, которое понимает тебя. Современные медиаинсталляции часто «читают» твои движения, голос, а порой даже пульс. Они отвечают тебе, меняются и реагируют, как живой организм.

Это не просто картина — это беседа с автором-человеком и автором-машиной, в которой при этом именно ты задаешь тон и настроение.

Dustexe | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Dustexe

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

4. Понятно и современно. Медиаарт говорит на языке технологий, с которыми мы сталкиваемся ежедневно — смартфоны, интерактивные экраны, соцсети. Он не требует сложных объяснений и кажется естественным для тех, кто вырос в цифровом мире.

Ориген, 2025 | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Ориген, 2025

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

5. Стирает границы. Больше не нужно ехать в другой город или страну, чтобы увидеть крутую выставку.

Виртуальные галереи, онлайн-экспозиции и объекты в дополненной реальности позволяют погружаться в искусство где угодно и когда угодно — дома на диване, в парке на лавочке или в путешествии на яхте.

Где это можно увидеть?

Медиаискусство становится все более доступным и заметным в самых разных местах — от городских улиц до цифрового пространства. Сегодня его можно встретить там, где живёт современная культура и где происходят интересные городские события.

Разбираемся вместе, где стоит искать яркий цифровой креатив и современные художественные медиаформаты 👇🏻

Специализированные выставки и фестивали

Это главная арена для медиаарта: выставки с тщательно подобранными цифровыми инсталляциями, видеопроекциями и звуковыми работами.

Яркий пример — фестиваль «Ночь света», где современные художники превращают историческое пространство и объекты культурного наследия в огромные световые и видео-миры.

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Публичные пространства

Медиаискусство все чаще появляется в публичных местах — парках, аэропортах, бизнес-центрах. Например, сейчас можно увидеть масштабные медиаинсталляции на фасадах зданий — как исторической архитектуры, так и современных высоток.

Онлайн-платформы и соцсети

Как мы говорили выше, медиаарт не ограничен физическим пространством — множество цифровых проектов существует исключительно в интернете.

TikTok, VK и другие соцсети становятся площадками для арт-видео, интерактивных фильтров и VR-экспериментов. Это значит, что качественное digital-искусство всегда под рукой, достаточно открыть приложение.

Digital Rain | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Digital Rain

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Музыкальные фестивали и ивенты

Между музыкой и медиаартом нередко стираются грани — на крупных музыкальных фестивалях часто используются медиаинсталляции, чтобы усилить эмоции и создать особую атмосферу.

Световые шоу, проекции и интерактивные объекты превращают обычный концерт в мультимедийный рейв.

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Имена, которые нужно знать

Редакция theGirl поговорила с пятью представительницами медиаискусства в России, которые внедряют инновационные практики и открывают нам, зрителям, новые горизонты восприятия через технологии, визуальные эксперименты и звуковые образы.

Есть ли у вас любимый прием или эффект, который вы стремитесь внедрять в свои работы, и почему именно он? Что вас вдохновляет при работе с медиаискуством?

Серафима Титова-Врублевская
Креативный директор агентства Metafora, постоянный участник и эксперт фестиваля «Ночь света»

Лично я нахожусь в поиске, нет какого-то одного любимого. Но мне очень нравится работать с проекцией на полупрозрачные поверхности, сетки, пленки, а еще когда соединяются материальные объекты реального мира и цифрового.

Вообще, мне кажется, что медиаискусство в России — самая бурно развивающаяся область искусства сейчас. Постоянно появляются новые имена, проекты, фестивали, очень много драйва в этой среде — и каждый художник приходит со своим видением и со своими медиумами.

На этой почве происходит много живого общения и реального взаимодействия. Очень вдохновляющий процесс!

Финальный проект лаборатории «Ритмы и формы». Куратор: Серафима Титова-Врублевская | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2023

Финальный проект лаборатории «Ритмы и формы». Куратор: Серафима Титова-Врублевская

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2023

Какие текущие тренды в медиаискусстве вы наблюдаете и как они могут отразиться на будущих проектах (ваших и ваших коллег)?

Мария Мощенская
Интердисциплинарная художница, младший научный сотрудник лаборатории BioArt Lab Центра Art & Science Университета ИТМО

Заметна тенденция движения в сторону междисциплинарности: искусство все глубже интегрируется с наукой, технологиями и другими областями, образуя сложные взаимосвязанные системы.

Также наблюдается снижение прямого контроля художника над своими проектами. Это характерно для генеративных произведений, основанных на работе с данными или включающих мониторинг живых организмов, а также проектов, созданных при помощи нейронных сетей.

В таких случаях художник создает определенные условия, в которых произведение способно функционировать с определенной степенью самостоятельности. Это переопределяет традиционную роль автора и открывает новые пути для взаимодействия с аудиторией и окружающей средой.

Я интердисциплинарная художница, работаю в BioArt Lab (Университет ИТМО). Мой основной вектор исследований — Plant Studies. Проекты, которыми я занимаюсь, предполагают междисциплинарный подход.

Для их реализации, как правило, требуется проведение исследований и участие специалистов из разных областей. Обычно все начинается с небольшой группы людей и общей идеи, вокруг которой постепенно формируется команда единомышленников.

Проект «мыя», Элина Зазуля, Мария Мощенская | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2024

Проект «мыя», Элина Зазуля, Мария Мощенская

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2024

Какие изменения в индустрии медиаискусства вы наблюдаете в последние годы? Как они влияют на вашу работу?

Лена Потуремец
Медиахудожница, выпускница магистерской программы Art & Science ИТМО

Технологии становятся более доступными, это здорово: благодаря этому медиасреда стала гораздо более разнообразной, а само искусство — более демократичным. Все больше людей могут попробовать себя в роли художника, и это, безусловно, расширяет границы жанра.

Однако у этой доступности есть и обратная сторона: зачастую снижается глубина высказывания. Возникает соблазн «играть» с эффектами, формой и трендами ради них самих, не задаваясь вопросами смысла.

Для меня это напоминание о важности контекста, исследования и внутренней честности. Кроме того, технология — это не просто инструмент, а язык, у которого есть свои правила, нужно об этом не забывать.

Перформанс, соавтором которого является Лена Потуремец в галерее «Цифергауз» из цикла «Слияние» | Источник: Дмитрий Егоров

Перформанс, соавтором которого является Лена Потуремец в галерее «Цифергауз» из цикла «Слияние»

Фото

Дмитрий Егоров

Как научиться понимать аудиовизуальные перформансы и инсталляции, если ничего не понятно? Как смотреть и слушать подобные проекты, на что больше обращать внимание?

Мария Кобякова
Креативный директор интерактивной AR/VR/Metaverse/CG студии hpt.x

Мне нравится цитата Артура Кларка: «Любая развитая технология неотличима от магии». Ее часто цитируют мои коллеги, она уже стала такой избитой. Но на самом деле мы и правда используем технологии как волшебную палочку для управления эмоциями зрителя — поэтому важно проекты не понимать, а именно чувствовать и ощущать.

С другой стороны, есть аудитория специалистов и интересующихся технологиями — и у нее свои запросы. Поэтому скажу так: понять аудиовизуальные перформансы и инсталляции можно разными способами, и каждый из них ценен по-своему.

  • Первый — инженерный: если интересно, как это сделано, стоит изучать технологии, программирование и проходить мастер-классы, где объясняют техническую сторону;

  • Второй — эмоциональный: погружаться в содержание и концепцию, знакомиться с работами художников, слушать подкасты, ходить на фестивали и постепенно развивать художественное чутье;

  • И, наконец, самый простой — просто прийти, почувствовать красоту и получить удовольствие. Даже если не все понятно, сделать фото или поделиться впечатлениями в соцсетях — это тоже полноценный опыт.

Важно развивать «насмотренность», интересоваться, читать объяснения и оставаться открытым к новому, ведь технологичные художники часто первыми работают с новыми технологиями — от датчиков до искусственного интеллекта, показывая их необычные применения.

Посещение таких мероприятий помогает не только разбираться в проектах арт-среды, но и понимать, куда движется наш мир технологий и искусства.

Проект «Удивительное путешествие назад в будущее», созданный с участием Марии Кобяковой (видеоарт) | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2023

Проект «Удивительное путешествие назад в будущее», созданный с участием Марии Кобяковой (видеоарт)

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2023

Какой совет вы бы дали молодым девушкам, которые хотят начать работать с медиаискусством?

Элина Зазуля
Междисциплинарная художница, дизайнер в AURORA Comunicación Científica

Я междисциплинарная художница — работаю с различными медиумами и темами. Поэтому моя главная рекомендация — пробовать разные инструменты, проходить хотя бы базовые курсы по программам в открытом доступе.

К примеру, TouchDesigner, Blender, нейронные сети. И наблюдать за тем, что вызывает больший интерес, где бы хотелось проводить больше времени.

Иногда это может меняться, поэтому можно углубляться сначала в один инструмент, но при этом пробовать новые. В общем, постоянно развиваться. Но важно не только учиться, но и применять знания.

Когда я только начала осваивать TouchDesigner, сразу предложила знакомым музыкантам и промоутерам помощь в визуальном оформлении мероприятий. Это дало опыт и помогло найти свое направление. Возможно, ваше окружение тоже подскажет, где навыки могут быть полезны — в сценографии, перформансе, онлайн-проектах или выставках.

И еще участие в конкурсах. Это отличный способ задать себе рамку, дисциплинироваться и воплотить идею, даже если она пока кажется сырой. Главное не ждать идеального момента, а начинать с тем, что есть.

Проект «Гатчина/Грезы», созданный с участием Элины Зазуля | Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2023

Проект «Гатчина/Грезы», созданный с участием Элины Зазуля

Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2023

Как начать разбираться в медиаарте? Советы новичку

Погружение в медиаарт лучше начинать с простого и доступного — открывать для себя мир через те каналы, которые уже рядом.

1. Подпишись на тематические паблики в соцсетях. Есть много сообществ, которые регулярно делятся новостями арт-мира (в том числе о медиаискусстве), анонсами выставок и интересными работами современных художников.

Также в медиа фестивалей часто проходят открытые обсуждения в онлайн-чатах, где можно пообщаться с художниками и другими зрителями. Это помогает лучше понять идею работ и расширить свое восприятие медиаарта.

2. Следи за афишей современных музеев и галерей в своем городе. Например, Центр Курехина, галерея «Охра», Центр «Винзавод», галерея «Краснохолмская» и многие другие галереи в Москве, учебные заведения — Школа дизайна НИУ ВШЭ, Центр Art & Science ИТМО, ArtTech МИСИС часто организуют не только иммерсивные выставки и медиаинсталляции, но и лекции, раскрывающие то, как они создаются.

Посещение таких событий — отличный способ получить живой опыт и познакомиться с работами напрямую, почувствовать атмосферу и задать вопросы экскурсоводам или кураторам.

Выставка «Машины эмпатии» от Центра Art & Science Университета ИТМО в Русском музее | Источник: Пресс-служба Центра Art & Science Университета ИТМО.

Выставка «Машины эмпатии» от Центра Art & Science Университета ИТМО в Русском музее

Фото

Пресс-служба Центра Art & Science Университета ИТМО.

3. Посещай фестивали и публичные показы. Для живого погружения стоит следить за фестивалями, например, «Ночь света» и «Digital Rain» в Санкт-Петербурге, «INTERVALS» в Нижнем Новгороде, «НУР» в Казани.

Они собирают самые яркие проекты российских и зарубежных художников и проходят ежегодно, предоставляя возможность увидеть масштабные световые и звуковые инсталляции, а также поучаствовать в перформансах и даже воркшопах (если вдруг хочешь сама учиться делать медиарт).

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

4. Медиасреда открыта для творчества: попробуй сделать простую цифровую работу с помощью бесплатных приложений — поиграйся с нейронками, напиши цифровую музыку, поэкспериментируй с видео.

Многие современные художники и арт-коллективы ведут аккаунты с примерами своих работ, краткими объяснениями и туториалами. Не бойся! Этот позволит почувствовать процесс создания медиаарта и стать чуть ближе к художественной сфере.

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025 | Источник: illuminatics

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Фото

illuminatics

Заключение

Медиаискусство — это живой, дышащий и интерактивный мир, где технологии становятся мощным инструментом для творчества и самовыражения. Оно стирает границы между реальным и цифровым, создаёт новые пространства для эмоций и опыта, делая искусство современным и доступным каждому.

Это искусство будущего, которое уже наступило: от масштабных световых проекций и интерактивных мультимедийных инсталляций до дополненной реальности в телефоне и цифровых перформансов на фестивалях.

Источник: Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025
Фото

Пресс-служба фестиваля «Ночь света» в Гатчине, 2025

Художники непрерывно внедряют новые технологии, чтобы расширять привычные границы восприятия и усиливать возможности самих инновационных инструментов.

Медиаискусство дает невероятный простор для самовыражения как творцам, так и зрителям, приглашая каждого стать частью цифрового мира творчества и диалога.