Еще вчера вертикальные сериалы казались забавным форматом для соцсетей, к которому мало кто относился серьезно. Но сегодня в вертикалках снимаются профессиональные актеры, над ними работают режиссеры из большого кино, а студии вкладывают в них крупные бюджеты. Что за формат — эти вертикалки, и почему они так быстро набирают популярность? Давай разбираться.
Как зародился кинематограф
Кино всегда менялось вместе с технологиями и бытом людей. Представь: самые первые фильмы длились меньше минуты. Без звука. Без цвета. И всего 16 кадров в секунду вместо привычных 24 — сегодня это покажется почти замедленной съемкой.
Потом технологии шагнули вперед: хронометраж вырос, актеры заговорили, в кадр пришел цвет, появились склейки. Камеры становились все меньше и мобильнее — вскоре их можно было держать в руках, снимая необычные планы. Фильмы стали быстрее, ярче, живее. Но посмотреть их можно было только в кинотеатрах — и это диктовало определенный формат.
В середине XX века у людей в квартирах начали появляться телевизоры. Кино стало массовым и доступным, а у американских киностудий встал логичный вопрос: как привлекать больше зрителей и возвращать их к экранам? Так в США зародились первые сериалы: каждый вечер люди спешили домой, чтобы не пропустить новую серию, а утром обсудить ее на работе.
Тогда телевидение диктовало правила и зрителям, и авторам: сериалы часто показывали с понедельника по четверг — вечера, которые люди чаще всего проводили дома. Формат полностью подстраивался под рекламу: сценаристы точно знали, на какой минуте начнется рекламный блок, и расставляли в сценарии клиффхэнгеры (момент, когда история обрывается на самом интересном месте) перед каждым блоком и в финале каждой серии.
С появлением онлайн-платформ все изменилось: люди перестали бежать к телевизору в определенное время — теперь можно было «бейнджвотчить» (от англ. binge-watch — смотреть без остановки) любимый сериал без рекламы. Экономика платформ стала работать не за счет рекламы, а благодаря подпискам, что дало нам возможность самим выбирать: где смотреть, что смотреть и когда смотреть.
Что такое вертикальные сериалы
Сегодня социальные сети и новый ритм жизни привели к еще одной перемене: мы стали смотреть видео по дороге на работу или учебу, скорость выросла до х2, а снять и выложить свой контент можно без больших вложений. Так на свет появились вертикальные сериалы.
Вертикальные сериалы (англ. vertical dramas) — это сериалы, снятые специально под формат телефонного экрана 9:16. Их делают короткими, ритмичными и цепляющими. Обычно серии длятся от одной до десяти минут, и ты смотришь их прямо в соцсетях, специальных платформах или приложениях.
Главная идея вертикалок — видео не надо переворачивать: можно смотреть на ходу, во время готовки или просто перед сном.
«Мы внимательно следим за этим направлением — у него можно многому научиться, наблюдая, как зрители и авторы его осваивают», — говорит Сача Хари, руководитель цифровых commissioning-программ Channel 4.
Зарождение нового тренда
Многие считают, что вертикальные сериалы появились во время пандемии, но это не совсем так. Первые проекты начали делать ещё в 2018–2019 годах. Например, Snapchat в 2018-м представил Snap Originals — короткие истории, снятые строго под вертикаль.
«Наша аудитория помогла определить, какой должна быть мобильная история: вертикальной, гипервизуальной и с таким темпом, чтобы зритель возвращался снова и снова», — отмечает вице-президент Snap Ник Белл.
В 2020-м в США сделали громкую ставку — платформу Quibi, собрав голливудских продюсеров, известных актеров и использовав технологию Turnstyle, меняющую картинку при повороте экрана. Идея платформы заключалась в том, чтобы позволить людям смотреть сериалы «на ходу». К сожалению, именно в этот момент началась пандемия и локдаун. Жизни «на ходу» больше не существовало.
Джеффри Катценберг
Через полгода проект закрылся, но сделал главное — протестировал идею, которую затем подхватили по всему миру.
«Все, что пошло не так, я приписываю коронавирусу», — признался основатель Джеффри Катценберг.
Несмотря на ситуацию с Quibi, пандемия все-таки сыграла свою роль в развитии вертикалок: она подготовила нас к формату. Весной 2020 года все резко ушли в TikTok и Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ). За это время люди привыкли к коротким видео и захотели получать новый интересный контент быстро и регулярно.
Пока Америка экспериментировала, Китай сделал из вертикалок настоящую индустрию: микродрамы «дуаньцзюй» длиной по 1–2 минуты в 2024 году заработали более 50 млрд юаней (≈ 7 млрд $), впервые обогнав годовую кассу китайских кинотеатров. На Западе тренд подхватили приложения вроде ReelShort.
«Вертикальное видео станет одним из основных каналов потребления развлечений». — считает CEO Crazy Maple Studio (ReelShort) Джои Дзя.
Быстро подключилась и Южная Корея: в 2024-м Eyecatch Productions выпустила первые вертикальные драмы для платформы с 3,5 млн ежедневных зрителей, а стартап Vigloo получил 120 млрд KRW (≈ 89 млн $) от Krafton, чтобы снимать сотню англоязычных микродрам.
Россия тоже не стоит на месте: «МТС Медиа» и Scroll Studios готовят пакет из 1,5 тыс. эпизодов (около 20 сериалов по 60–100 серий) для KION и других сервисов, а авторские проекты вроде вертикального сериала о блокадном Ленинграде собирают номинации и награды.
Что нас ждет дальше?
Сегодня вертикалки снимают не только блогеры, но и серьезные студии по всему миру, превращая формат в профессиональный контент с качественной картинкой и историей. Операторы снимают на профессиональные кинокамеры, перевернув их из привычного горизонтального положения в вертикаль, а режиссеры научились выстраивать кадр так, чтобы он выглядел кинематографично. Например, крупные планы лиц дают эффект, будто герой реально говорит с тобой лично.
«Просмотр вертикальных драм на телефоне определенно создает более личный, интимный опыт… Ты буквально и эмоционально чувствуешь себя ближе к персонажам. Есть что-то в том, что история разворачивается прямо у тебя на ладони, что делает ее более живой и вовлекающей», — объясняет Джен Купер, основательница сайта Vertical Drama Love.
Вытеснят ли вертикальные сериалы обычные? Скорее нет. Это новая ниша, которая будет развиваться параллельно классическим сериалам и фильмам. Если хочется уютного вечера с пиццей и друзьями — ты все равно включишь любимый горизонтальный сериал на платформе. Но если хочется чего-то быстрого, эмоционального и «на ходу», вертикальный сериал — твой вариант.
«Это не значит, что вертикальные драмы вытеснят традиционное телевидение… Мы считаем, что вертикальный формат будет дополнять традиционные медиа, предлагая новый и уникальный способ восприятия контента», — говорит Боофан Чжан, исполнительный продюсер ReelShort.
Вертикальные сериалы — отражение того, как мы живем и смотрим истории. Они не заменят большое кино и сериалы, но сделают медиамир еще интереснее и разнообразнее. Так что если кто-то скажет, что это «просто тиктоки», теперь ты знаешь: будущее этого контента гораздо шире, чем горизонтальные экраны.