Как живут в монастырях: рассказываем, как туда попасть, про монашество и монастыринг | Источник: theGirl
Фото

theGirl

Что такое монастырь и как он устроен?

Монастыри появились сотни лет назад как места уединения и духовного поиска — куда люди уходили от мира, чтобы посвятить себя молитве и работе. Со временем эти обители стали центрами культуры, науки и образования, сохраняя традиции и передавая их из поколения в поколение. Здесь учили грамоте, писали книги, лечили и принимали путников. Современный монастырь — все еще закрытая, но уже не такая недосягаемая территория.

Устав сохранился, но стал мягче: почти в каждом монастыре есть трудники, паломники и даже просто гости, которые приезжают по разным, не всегда религиозным, причинам. Это не только центр веры, но и современный остров спокойствия. В мире постоянной спешки и информационного шума все больше людей ищут здесь не только веру, но и способ остановиться, услышать себя и переосмыслить жизнь.

Типы монастырей: мужские, женские, скиты и их особенности

Для начала давай разберемся, какие монастыри вообще бывают. Есть два базовых вида: мужские и женские.

  • Мужские обычно более закрыты и аскетичны, с жестким уставом.

  • Женские чаще принимают гостей, проводят экскурсии и легче допускают сторонних трудников.

  • Более отшельническим видом монастыря может быть скит — это маленькая уединенная обитель для 2–10 человек.

  • Существует даже отшельническая келья, куда уходят в одиночестве.

В России насчитывается более 500 действующих православных монастырей. И это не музеи и не исторические памятники, а живые места со своими радостями и событиями. Там ежедневно кипит работа, звучит молитва и каждое действие пропитано возвышенными целями и благодарностью.

Многие сейчас ведут свои соцсети, привлекают молодых людей, проводят экскурсии и даже разрабатывают собственный мерч. Например, Валаамский монастырь регулярно публикует посты про жизнь обители, приход Святого мученика Антипы известен своими религиозными товарами, созданными в коллаборации с модными дизайнерами, а насельники скита в Оренбуржье открыли онлайн-магазин одежды с православным принтом, который батюшка придумывает самостоятельно.

Одежда из православного магазина «К Свету» | Источник: theGirl

Одежда из православного магазина «К Свету»

Фото

theGirl

Что есть на территории монастыря: храм, кельи, трапезная, мастерские

У каждой обители своя планировка, но есть элементы, которые почти всегда повторяются.

  • Главный храм — центр монастырской жизни, здесь проходят богослужения.

  • Братский корпус — общее название жилой части с кельями, комнатами монахов. Даже в женских монастырях жилое здание часто называют братским корпусом. Это не ошибка — просто дань традиции: когда-то все монастыри были исключительно мужскими.

  • Гостевой корпус — сюда чаще всего распределяют паломников и трудников, они живут от 4 до 10 человек в комнате.

  • Трапезная — столовая, где собираются всей братией. Еда простая, но сытная: гречка, суп, хлеб, овощи.

  • Хозяйственный двор — там находятся сараи, техника и живность. Монахи ухаживают за коровами, козами, птицей. В некоторых обителях производят сыр, мед, варенье — это часть хозяйства и способ самообеспечения.

  • Мастерские — свечная, иконописная, швейная, плотницкая или пекарня. Часто именно они обеспечивают монастырь финансами.

  • Скит — это небольшое, уединенное подразделение монастыря, предназначенное для более строгой и отшельнической жизни.

  • Семинария — в крупных монастырях можно встретить духовные заведения, где обучают будущих богослужителей.

Как проходит день в монастыре: службы, послушания и тишина

День в монастыре устроен просто и ритмично: службы, работа, трапеза, немного отдыха — и все по кругу. Любителям поспать жизнь в обители может даваться непросто — подъем тут ранний, часто еще до рассвета. После службы начинаются послушания: одни убирают территорию, другие помогают на кухне, а кто-то трудится в огороде или иконописной мастерской.

Зачастую работы много, но это воспринимается не как обязанность, а как часть духовного пути: простые дела ведут к внутреннему покою. «Это место такое удивительное, что даже самые сложные послушания ты выполняешь с радостью в сердце», — делится трудница Анна-Мария, которая ненавидит готовить, но, по иронии судьбы, была распределена именно на кухню.

1/3

Дарья ездила в монастырь трудницей и предоставила свои кадры с поездки для нашей статьи

Фото:

Из личного архива Дарьи Миронуш

Кто за что отвечает в монастыре: иерархия и роли насельников

Монастырь устроен как маленькое государство — со своей вертикалью власти, законами и внутренней культурой.

  • Во главе обители стоит настоятель — игумен (в мужском монастыре) или игумения (если монастырь женский). Это не просто администратор, а духовный отец или мать, чье слово — последнее. Настоятель отвечает за все: и за финансовые дела, и за духовную атмосферу, и за внутренний мир каждого, кто живет в стенах монастыря.

  • За ним идет духовник. Часто это самый опытный и уважаемый монах, к которому идут за советом, исповедью и поддержкой. Его задача — направлять менее опытных монахов.

  • Эконом — как местный «министр хозяйства»: он отвечает за трапезную, огород, мастерские, закупки, паломников и логистику. Если в монастыре пекут хлеб или варят мед — все под его присмотром.

  • Певчие, звонари, библиотекари, повара, доярки, садовники — все это реальные роли в монастыре. Каждое послушание — часть общего служения. Один чинит крышу, другой иконы, третий читает вслух за трапезой.

Как стать монахом: путь пострига

В монастырь не приходят сразу навсегда. Есть ступени для каждого, зависящие от цели и серьезности намерений.

  • Трудник — новичок, который живет при монастыре, помогает и смотрит «его ли это». Он носит обычную одежду, живет в гостевой келье и не дает обетов.

  • Послушник — следующий шаг. Это уже не просто помощник, а человек, который решает остаться. Он живет по монастырскому уставу, проходит духовное наставничество и принимает участие в службах. Послушничество может длиться от года до нескольких лет — как испытание.

  • Монах (или монахиня) — это звание дается уже после официального вступления в монашескую жизнь. Его называют постриг — торжественное таинство, где человек получает новое имя, постригает волосы в качестве знака отречения от прошлого и дает три обета:

    • послушание — безоговорочное доверие духовному наставнику и принятие монастырской воли как своей.

    • целомудрие — отказ от семьи и интимной жизни.

    • нестяжание — полный отказ от собственности. Монах не имеет ничего личного: ни денег, ни имущества, ни даже своего телефона. Все принадлежит монастырю, человек становится свободным от привязанностей.

Постриг — это как свадьба, только не с человеком, а с Богом. Есть даже аналог кольца — четки, которые дают в руки после обряда. С этого момента человек уходит в духовное подвижничество навсегда.

Монах в саду | Источник: Маша Воронина | theGirl

Монах в саду

Фото

Маша Воронина | theGirl

Монастыринг: кто и зачем уходит пожить в монастырь

Хотя монастырь по-прежнему ассоциируется с религиозными обетами и отречением от мира, современные обители больше не кажутся местом, куда уходят лишь старцы в подрясниках. Сегодня сюда все чаще приезжают самые разные люди: офисные сотрудники, психологи, фрилансеры, студенты — от стремящихся к духовному росту до тех, кто ищет передышки от городского сумбура. Поговорим о ключевых мотивах и психологических механизмах этого явления.

Психологические причины

Несмотря на устойчивые ассоциации с религией и строгими обетами, современные монастыри привлекают и тех, кто вовсе не планирует постриг. Исследования показывают: большинство паломников и участников ретритов ищут не столько Бога, сколько внутреннюю опору, покой и смысл.

«Я находилась в терапии у психолога, работала над темой того, что я не испытываю чувства дома нигде. И когда она меня спросила, а что бы было для вас безопасным местом, я почему-то просто сказала „монастырь“ и через три дня уже сидела в поезде», — рассказывает Виктория, отправившаяся в монастырь.

По данным исследования паломников на пути святого Иакова в Испании (Camino de Santiago), более 70% участников отправляются в путь по личным и экзистенциальным причинам: справиться с кризисом, перезапустить жизнь, осмыслить трудные решения.

Духовный поиск

Сегодня все больше людей разделяют религию и духовность. Кто-то чувствует тягу к молитве, но не доверяет институциональной церкви, а кто-то просто хочет уединения и новых ориентиров без догм. «Это такой внутренний зов, которому ты не можешь как-то противиться. Ты просто чувствуешь, что тебе нужно идти вот этим путем», — комментирует трудница Анна-Мария. Монастырь становится пространством внутренней паузы — почти как ретрит-центр, только без йоги и смартфонов.

Хозяйственный двор Николо-Угрешского мужского монастыря | Источник: Маша Воронина | theGirl

Хозяйственный двор Николо-Угрешского мужского монастыря

Фото

Маша Воронина | theGirl

Монастырь как цифровой детокс и эмоциональная перезагрузка

Интернет и соцсети давно стали частью нашей повседневности и для психики это не прошло бесследно: у многих «побочные эффекты» от постоянного потока новостей и контента проявляются через тревожность, ощущение перегруза, фоновую усталость.

«Хочу пожить нормальной естественной жизнью, вынырнуть из шума и шелухи. Хочу ощутить согласие с природой, вставать с восходом солнца и засыпать с закатом, молиться, то есть общаться с Богом, трудиться и находиться в духовном окружении, ежедневно наполняясь ресурсом!» — делится трудница Иулиания.

Согласись, в привычной среде не так просто ограничить себя от огромного количества информации и визуального шума, поэтому некоторые отправляются перезагружаться в обитель. Психолог Ксения Герасимова отмечает, что такой «детокс» очень полезен: «В тишине, выполняя рутинную работу, человек начинает слышать себя, свое тело, свои мысли. Это отлично помогает наконец познакомиться с собой и понять свои собственные потребности и желания, а не навязанные обществом».

Один из неожиданных эффектов, о котором говорят и паломники, и психологи, — это облегчение за счет четкого распорядка дня. В монастырях нет хаоса, каждый день устроен одинаково: подъем, службы, работа, трапеза, отдых — это предсказуемость, которая снимает тревожность и возвращает ощущение опоры. Предсказуемость, четкий план на день и послушание позволяют не думать о делах и заботах. При этом физический труд не воспринимается как наказание. Наоборот, он помогает переключиться и почувствовать себя полезным.

Пожалуй, самое парадоксальное — это то, что практика ухода в монастырь стала своего рода «жестом протеста» против культурных и цифровых шаблонов, своеобразный антимейнстрим. Идеальные картинки из соцсетей, тренды, бренды и бесконечные попытки поймать успех за хвост стали настолько значимой частью общества, что многие просто на время покидают мирскую культуру в пользу некого аскетизма. Такой опыт можно назвать радикальным выходом из зоны комфорта, где вместо привычной светской жизни ты просто моешь полы, рубишь дрова или читаешь Псалтырь.

Прихожане Сретенского мужского монастыря | Источник: Маша Воронина | theGirl

Прихожане Сретенского мужского монастыря

Фото

Маша Воронина | theGirl

Почему тренд на монастыринг так популярен?

Монастыринг — это краткосрочное добровольное проживание в монастыре без пострига, без религиозных обязательств, но с участием в повседневной жизни обители: уборка, помощь на кухне, службы. Участники получают крышу над головой, еду и возможность «перезагрузки». Формально в РПЦ такого термина нет — это можно назвать современным переосмыслением традиционного трудничества.

Термин вошел в обиход не так давно — на волне растущего интереса к ретритам, цифровому детоксу и форматам жизни вне города. Сначала монастыринг стал популярным в англоязычных медиа как альтернатива йога-ретритам, а несколько лет назад начал активно распространяться и в России.

Его популярность обусловлена несколькими причинами:

  • Это просто. Не нужно становиться монахом. Достаточно договориться с обителью — и тебя примут как трудника или паломника.

  • Это физически и психологически безопасно. Здесь нет анонимных гуру или эзотерических практик. В отличие от сомнительных ретритов, монастырь подчиняется строгим каноническим правилам.

  • Это бесплатно. Проживание и питание чаще всего предоставляют без оплаты. Благодаря этому монастыринг доступен каждому, что редкость в современном мире.

Кто едет в монастырь?

Иногда мы представляем насельников как людей, сбежавших от боли, разочарований, несчастной любви. Этому образу много лет — и он все еще активно транслируется в фильмах: женщина в платке, которую приютили за монастырской оградой. Однако это далеко всегда не так.

По словам Анны-Марии, которая пробыла в качестве труженицы месяц, в монастырь не уходят, туда приходят: «Бытует такое мнение, что люди уходят в монастырь от какой-нибудь несчастной любви или доведенные до ручки, им вообще некуда податься. На самом деле это не так. Все, с кем я общалась, монахини, это были в миру очень успешные девушки. Они очень умные, с прекрасным образованием». Но далеко не все приезжают в монастырь навсегда. Все больше людей уезжают туда временно.

Чаще всего это женщины в возрасте от 25 до 45 лет с высшим образованием, ведущие активный образ жизни. Психолог Ксения Герасимова среди потенциальных гостей обители, которые уходят туда не из побуждений веры, выделяет, во-первых, людей, у которых избегание — привычная стратегия преодоления стресса: «Человек не просто избегает неприятной ситуации, но и буквально сбегает от нее, например, в монастырь, где мирское его не коснется». А во-вторых — тех, кто находится в активном поиске смысла жизни.

Николо-Угрешский мужской монастырь | Источник: Маша Воронина | theGirl

Николо-Угрешский мужской монастырь

Фото

Маша Воронина | theGirl

Как попасть в монастырь: паломничество, трудничество и послушничество

Чтобы приехать в монастырь, не нужно быть монахом или глубоко верующим — но просто так с улицы тоже не заходят. Все зависит от формата, с которым ты приходишь.

Паломничество

Самый простой и распространенный путь — приехать как паломник. Это значит — на день или два, чтобы побыть на службе, пожить по уставу, поговорить со священником. В большинстве монастырей есть паломнические гостиницы, где можно остановиться за символическую плату или пожертвование.

Что нужно, чтобы приехать: важно заранее позвонить: спросить, когда можно приехать, какие условия будут и что от тебя потребуется. Обычно паломников просят соблюдать дресс-код (например, женщинам — надеть длинную юбку и платок), вести себя спокойно и с уважением к распорядку.

Трудничество

Если ты хочешь остаться подольше и стать частью монастырской жизни — можно попробовать приехать как трудник. Это человек, который помогает монастырю: работает на кухне, убирает, чинит, копает в огороде — словом, делает все, что нужно. Взамен — еда, крыша над головой и опыт жизни по монастырскому распорядку.

Что нужно, чтобы приехать: иногда просят рекомендацию от священника, а иногда достаточно просто объяснить по телефону, зачем ты хочешь приехать и на сколько. Главное — быть готовым к строгому графику, уважать правила и действительно включаться в процесс, просто «отдохнуть на природе» не получится.

Послушничество

Это шаг для тех, кто задумывается о монашеском пути. Послушник — это человек, который еще не дал обета, но уже живет почти как монах: работает, молится, несет послушания.

Что нужно, чтобы приехать: обычно сюда принимают только по благословению и после разговора с духовником. Просто так в послушники не попасть — это уже внутренняя часть монастырской жизни, в которую входят не по интересу, а по призванию.

Трудницы в поле | Источник: Из личного архива Дарьи Миронуш

Трудницы в поле

Фото

Из личного архива Дарьи Миронуш

Что дает монастыринг: отзывы тех, кто вернулся

Мы поговорили с девушками, которые отправились на время в монастырь в качестве трудниц и узнали их впечатления.

Виктория Бакшта, женский коуч, пробыла в монастыре неделю

«Опыт шикарный. Я теперь испытываю чувство дома. Когда мне станет вдруг тоскливо, то я знаю, куда мне ехать. У меня там происходили свои внутренние процессы, конечно же. Это было нелегко, но это было очень-очень честно <…> Монастырь для меня — это один из процессов, который мне дал очень много подсказок, как мне быть дальше, как мне взаимодействовать с миром».

Эта поездка помогла девушке преодолеть кризис и наладить семейные отношения.

Анна-Мария Милешкина, актриса и певица, пробыла в монастыре месяц

«Это удивительнейший, я бы сказала, главный духовный опыт в моей жизни. Я вообще желаю всем людям когда-то испытать то, что испытывают люди, которые приехали пожить, поработать в монастырь. Это, конечно, меня полностью перепрошило <…> Первые дни там мне было очень тяжело и сложно. Там происходила какая-то тотальная чистка, освобождение от груза, который мы все так или иначе несем по жизни <…>

И потом я просто чувствовала себя как ребенок, которого очень любят, как сыр в маслице. После было очень удивительно возвращаться в совсем другой мир, от которого ты отвык, где совершенно другие ценности. Там все мирское у тебя отходит на второй план. Ты понимаешь, что главное — это твоя душа. Это то, что у тебя в сердце. И это восхитительно, что я взяла такие подарки оттуда».

Анастасия Ащеулова, главный эксперт отдела мониторинга и аналитики, пробыла в монастыре неделю

«За эти пару дней приобрела чувство покоя, ощущение дома. Конечно, сначала мне было страшновато и жутковато даже. Боялась сделать что-то не так, показаться какой-то не такой, как наверно там привыкли видеть. В первый день думала, что монастырская жизнь наверно скучна и однообразна. Спойлер: нет! Там много что происходит: праздники и подготовка к ним, постоянное преображение храмов и построек на территории монастыря и прочее.

Во второй день мне было легко от мысли, что там совсем нет осуждения и суеты. Каждый занят своим делом, своей жизнью и своими мыслями. В монастыре нет нужды думать про одежду, завтрашний день и остальное. Ты точно знаешь, что тебе есть, что надеть, где спать, что тебя накормят и дадут работу».

Попова Иулиания, 24 года, ведущий редактор, периодически ездит в монастырь на неделю

«Даже просто находясь в монастыре рядом с монашествующими, я всегда ощущаю некоторую возвышенность. И словно сама становлюсь лучше, прикасаясь к иному, надмирному и настоящему. И это одна из основных причин, по которой я при любой возможности еду в монастырь и стараюсь оставаться там как можно дольше!

Я готова много раз повторить, что трудничество — это палочка-выручалочка для современного человека. Чуть выдохнуть от суеты. Прикоснуться к многовековой культуре монашеской жизни, узнать традиции, хранителями которых являются обители. Вернуться к себе, подумать о важном».

Монастырь — это прекрасное место для того, чтобы стать ближе к Богу или хотя бы побыть подальше от городской суеты. Он притягивает не только своей самобытностью, но и возросшей актуальностью даже среди не сильно религиозных людей. Так что если ты окончательно устала от утренних пробок, скроллинга соцсетей и хочешь поймать дзен — ты знаешь, что делать.