Знала ли ты, что игральные карты могут быть не просто азартным развлечением, а настоящим искусством, понять которое можно лишь тогда, когда разбираешься в истории и литературе? А вот у японцев незамысловатое на первый взгляд занятие имеет гораздо более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.
Ни в коем случае не умаляю достоинств привычных нам европейских карт с их королями и королевами, пиками и бубнами, но маленькие азиатские карты, в которые так азартно рубятся герои дорам, все же не просто так становятся все популярнее и в наших широтах.
Японцы назвали разные виды игральных карт «карута» (骨牌 — かるた) — термин происходит от португальского слова «carta», которое в переводе вряд ли нуждается.
Сегодня я предлагаю отправиться в большое путешествие по истории «цветочных карт», в которые так любят играть японцы и корейцы. Вместе мы разберемся, в чем разница между японскими картами ханафуда и корейскими картами хато, и освоим правила трех самых популярных игр: кой-кой, go-stop и минхвату. Ну что готова? Тогда отправляемся на родину цветочных карт.
Японские игральные карты: история, сходства и различия
Прежде чем перейти непосредственно к ханафуда и хато, давай пробежимся по важным историческим фактам, которые помогут разобраться в происхождении цветочных карт.
Японцы как настоящие педанты аккуратно разделили все виды карута на две группы в зависимости от происхождения колоды и смысла. К одной относятся те, что появились на территории страны в период Хэйан, к другой — те, что были завезены европейцами. Первая называется «э-авасэ»(絵合わせ), что в переводе означает сопоставление или подбор картинок, а вторая — «нанбан карута» (南蛮カルタ), — это те самые карты, которые японцы унаследовали от португальцев.
Игры, относящиеся к э-авасэ, изначально предназначались для знатных людей, а весь их смысл в основном сводился к тому, что участникам нужно было сопоставлять одни карты с другими.
К так называемым элитарным играм относились ута-карута, ироха-карута, дзюниси-авасэ. Кстати, все они были основаны на древнем развлечении кай-оой (или кай-авасэ), где вместо бумажных карт использовались расписные ракушки: на одной половинке были картинки, на другой — тексты, чаще всего стихи. Вот так японская элита, видимо, проверяла свои знания национальной поэзии.
Нанбан-карута, карты португальского происхождения, изначально не имели такой большой культурной и эстетической подоплеки, как э-авасэ. Их использовали для азартных игр, которые, кстати говоря, вскоре были запрещены. В период правления сёгуната Токугава тех, кто попадался за гемблингом, в лучшем случае штрафовали, в худшем — сажали в тюрьму, подвергали наказаниям и даже отправляли на смертную казнь.
Карты, привезенные европейцами, чуть ли не в первую очередь попали под горячую руку сёгуната Токугава, который отчаянно пытался укрепить свою власть и считал христианство и контакты с иностранцами угрозой для страны. Но японцев было не остановить.
После того как на страну опустился железный занавес, японские дельцы попытались, было, сделать точные копии португальских карт, но власти вскоре это дело пресекли. А все потому, что на них были изображены символы, которые власти могли расценить как связь с христианством. Например, в одной из игральных колод была масть чаш, которая напоминала чашу Грааля.
Христианство в Японии с 1602 года, как ты помнишь, находилось под строгим запретом. Так что даже владение колодой с такой картой могло привести к тому, что человека могли обвинить в исповедании этой религии, а затем — приговорить к смертной казни.
Вот только азартные игры были настолько популярны среди населения, что даже несмотря на суровые законы, они продолжали жить подпольной жизнью, а производители карт тайно продавали их на черном рынке. Когда японцы поняли, что копировать португальские карты бессмысленно, они выкрутились и создали карты с изображениями, близкими национальной культуре. На смену «тэнсё карута» (天正かるた), так назывались копии европейских игральных карт, пришли «мэкури карута», или «мэкурифуда» (めくりかるた).
Интересно, что жители разных регионов Японии внесли лепту в создание оригинального дизайна карт. Игральные колоды отличались друг от друга в зависимости от местности, но все они состояли из 48 карт и по структуре совпадали с португальской колодой.
Думаешь, власти оценили народную изобретательность? Как ты, наверное, могла догадаться, — нет. Мекурифуда тоже пытались запрещать. Но именно в этот момент появилась еще одна колода, которая впоследствии завоевала еще большую популярность.
Колода ханафуда
Помнишь, про игру кай-авасэ, на основе которой появились игры ута-карута и ироха-карута? Так вот, говорят, карты ханафуда — это сочетание кай-авасэ, где нужно было сопоставлять между собой карты, картинки со стихами японских поэтов, и португальских колод, где была четкая структура мастей.
Две разных традиции карточных игр впервые объединились в виде колод хана-авасэ (花合せ). Именно в этих картах появилась символика, которая позже вошла в ханафуда. Пион, павловния, глициния, хризантема, чаша саке — все это можно увидеть в колоде ханафуда. Художественное оформление карт тесно связано с традиционной японской культурой.
В нем можно найти много отсылок к литературным произведениям, праздникам эпохи Эдо (1603–1868 гг.). Каждая масть, которая соответствует месяцу года, связана с определенным растением и имеет свою структуру. Например, на картах масти января изображена сосна и журавль, а на масти февраля — цветы вишни и камышовка.
Из-за того, что японцы много экспериментировали с игральными колодами и в каждом регионе была своя фишка, вариаций карт ханафуда было много. Например, была колода под названием «муси-бана», в которой вместо 12 мастей было десять. Из нее исключена была масть июня и июля. Другая версия — этиго-бана, в ней все карты были покрыты золотыми и серебряными узорами, а на картах достоинством ноль баллов (касу) нанесены короткие стихи (танка).
Со временем японцы все-таки смогли прийти к общему знаменателю и выбрать один вариант, который и стал основным. Сейчас в ханафуда есть так называемый стандартный дизайн карт, хатихати-бана. В этой колоде 48 карт и 12 мастей, каждая из которых соответствует месяцам года (о мастях и символах, изображенных на картах, я расскажу более подробно дальше). Но и этот хатихати-бану некоторые японские производители ханафуда умудрились «доработать». Так что сейчас можно найти карты с Марио и героями из мультфильма «Унесенные призраками».
Сами карты ханафуда совсем небольшого размера. Предположительно, это было сделано для того, чтобы можно было в любой момент легко спрятать всю колоду в ладони. Нужно же было как-то выкручиваться любителям гемблинга.
Да, картежникам пришлось долго скрываться, но в конце концов и на их улице наступил праздник. Колода ханафуда дождалась своего часа и в один прекрасный миг вышла из тени. Это произошло в 1885 году, когда власти Японии отменили запрет на западные игральные карты.
Этим воспользовался владелец одного книжного магазина в Осаке по имени Маэда Кихэй. Он выяснил, что юридически продажа ханафуда не запрещена, и первым стал торговать этими картами. После успеха Маэды эту идею подхватили и другие предприниматели. Так, например, в 1889 году японский предприниматель Фусадзиро Ямаути основал компанию «Нинтендо Коппай», которая стала производить карты ханафуда. Да, история создателей «Марио» началась именно с цветочных карт.
Кстати, спорим, ты даже не удивилась, почему карты ханафуда называются цветочными? Если ты хоть раз видела, как выглядит эта игральная колода, ответ напрашивается сам собой: там ведь изображено много растений. Но все не так просто.
Дело в том, что в японском языке слова «цветок» (花) и «нос» (鼻) читаются одинаково — «хана». К чему я веду? Ты ведь помнишь, что азартные игры были очень долго нелегальными. Так вот, профессиональные картежники (бакуто), приходя в подпольные игорные зоны, потирали носы при входе, чтобы незаметно дать понять, зачем они здесь оказались. Этакий своеобразный пароль. Из-за этого карты стали ассоциироваться с тэнгу — длинноносыми демонами из японского фольклора.
Нелегальные игорные зоны породили новое поколение гангстеров — якудза. Связь цветочных карт с этой мафией прослеживается, например, в игре кой-кой. Там выигрышные комбинации называются «яку». В общем, история ханафуда терниста и темна.
Масти в колоде ханафуда
Как я уже говорила, в ханафуда мастей столько же, сколько месяцев в году — то есть 12. Таков состав стандартной колоды цветочных карт. В свою очередь масть состоит из четырех карт, у каждой из которых своя стоимость.
Для особо внимательных игроков изображения символов покажутся несколько странными. Например, на картах августа нарисовано полнолуние, которое отсылает к традиционному японскому празднику цукими (月見, что в переводе означает «созерцание Луны»), а он проходит в сентябре. Подвоха здесь никакого нет. Просто когда создавали ханафуда, в Японии пользовались лунно-солнечным китайским календарем, в котором год начинался с месяца, соответствующего современному февралю.
Почему я так подробно останавливаюсь на порядке мастей? Да потому что в некоторых играх их последовательность имеет особое значение. А еще с ее помощью участники могут определить, кто первым начнет игру. Чаще всего масти располагают в соответствии с месяцами года, но, как это обычно бывает, есть исключения. Все зависит от конкретной игры и региональных особенностей правил.
Но обо всем по порядку. Для начала давай рассмотрим масти ханафуда, разберемся, какие символы относятся к каждой из них и что они означают.
Январь
масть января (сосна) в колоде ханафуда
В оригинале эта масть называется мацу (松), что в переводе означает «сосна». Как правило, она считается первой и соотносится с январем. Масть состоит из одной «яркой» карты, где нарисован журавль (鶴, цуру), стоящий у сосны и смотрящий на заходящее красное солнце, одной так называемой поэтической карты, где нарисована сосна и лента, и двух карт с соснами, где на одной карте изображение смещено влево, а на другой — вправо.
Но почему использованы именно эти два образа? Дело в том, что январь у японцев ассоциируется с празднованием Нового года, временем, когда семьи воссоединяются для того, чтобы разделить приход нового жизненного этапа. В это время дома украшают… нет, не елками, а соснами. Эта традиция зародилась под конец эпохи Хэйан. Новогоднее украшение японцы тогда ставили перед домом. Именно поэтому у праздничного атрибута такое говорящее название — кадомацу, что в переводе означает «сосна перед воротами дома».
Что же касается журавля, то в японской мифологии эта благородная птица живет тысячу лет, а ее место обитания, как верили жители страны восходящего солнца, — вымышленная гора Хорай, которая была покрыта сосновым бором. Японцы считали, что сосна символизирует долголетие и стойкость, а журавль — счастье и удачу.
Февраль
масть февраля (слива) в колоде ханафуда
Вторая масть в традиционной колоде ханафуда связана с февралем и называется умэ (梅), что в переводе значит «слива». На картах изображены цветущие ветки сливового дерева, которое символизирует раннюю весну, надежду и чистоту. В составе масти карта с животным, поэтическая карта и две карты с рисунками умэ.
Кстати, как бы это странно сейчас ни звучало, но до наступления эпохи Хэйан в японском искусстве воспевали сливу, а не сакуру. Последняя стала национальным символом после 834 года, когда император Ниммё заменил погибшую сливу, посаженную императором Канму, вишневым деревом.
На одной из карт этой масти также нарисована камышовка (鶯, угуису). Иногда ее еще называют японским соловьем. Эта птица в Японии ценилась за свое красивое пение. Считалось, что ее трель повторяет слова хо-кё-кё — японское название «Сутры лотоса» (法華経), а первый крик этой птицы был предвестником весны.
Март
масть марта (сакура) в колоде ханафуда
Третья масть — масть марта или, как ее еще называют, сакуры (桜), которая считается визитной карточкой Японии. В составе масти «яркая» карта с изображением занавеса, за которым стоят люди, любующиеся цветением вишни, поэтическая карта и две простых карты с сакурой. Цветет это дерево, как правило, в марте, так что неудивительно, почему на картах этой масти изображено именно оно.
Сакура воплощает красоту и мимолетность жизни. А изображение занавеса маку (幕) на «яркой» карте отсылает к празднику Ханами — традиции любоваться цветами вишни. Ширмы устанавливали для того, чтобы создать для зрителей уединенную обстановку. Простой народ украшал занавесы красно-белыми узорами, знать — семейными гербами.
Апрель
масть апреля (глициния) в колоде ханафуда
Второй месяц весны, апрель, ассоциируется с глицинией (藤, фудзи) и кукушкой (ホトトギス, хототогису). Именно эти символы нанесены на картах четвертой масти ханафуда и именно они знаменуют завершение весны.
Тем, кто живет в северной части России, трудно представить, что апрель может у кого-то ассоциироваться с началом лета. А вот у японцев этот месяц считается переходным. В стране восходящего солнца весеннюю пору цветения торжественно завершает глициния, которую еще называют «двухсезонным растением» (二季草, никисо). И если пение камышовки возвещало приход весны, то первый крик кукушки знаменовал начало лета.
В составе апрельской масти одна карта с животным, на которой изображена кукушка на фоне красного полумесяца, одна поэтическая карта и две простых карты с пурпурными цветами глицинии.
Май
масть мая (ирис) в колоде ханафуда
Пятая масть — масть ирисов (菖蒲, аямэ). Для японцев этот цветок важен, так как он символизирует здоровье, мужество и успех. Листья ирисов напоминают мечи самураев. Японцы верили, что это растение защищает от нечисти. А еще ирис считается символом Дня детей, который отмечается 5 мая. Другое название этого события — Танго-но сэкку (Праздник первого дня лошади) и Сёбу-но сэкку (Праздник ирисов).
В составе майской масти нет карты с животным — вместо этого изображен мост. Он связан с японским поэтическим и художественным мотивом «Яцухаси» (八橋, «Восемь мостов»). Мост отсылает к «Повестям Исэ» (Исэ-моногатари), где герой, странствуя по провинции Микава, видит восемь изогнутых мостов среди цветущих ирисов. Этот образ стал символом меланхолии и красоты природы.
Июнь
масть июня (красный пион) в колоде ханафуда
В Японии ни месяца без красивых цветов. Шестой месяц и шестая масть ханафуда представлена красными пионами (牡丹, ботан). В ее состав входит карта с бабочками, порхающими над ароматными цветами, одна поэтическая карта и две простых карты. Интересный факт № 1: в некоторых играх (в частности, в тэнсё) пион соответствует не маю, а ноябрю.
Интересный факт № 2: пионы в Японию привезли из Китая в VIII веке. Их яркие и пышные бутоны озадачили ценителей прекрасного. Долгое время японские поэты считали, что смелая и броская красота пионов слишком сложна для их произведений, так что в основном они писали про насыщенный цвет растений, их большие размеры и иностранное происхождение. В общем, пион долго считался слишком вычурным и экзотичным для традиционной японской эстетики.
Июль
масть июля (кустарниковый клевер) в колоде ханафуда
Японцы раньше времени радуются наступлению нового сезона и раньше времени оплакивают его уход. Так, например, уже в июле они грустят по уходящему лету. А все потому, что леспедеца, или кустарниковый клевер хаги (萩), — один из «семи осенних цветов». Растение считается символом июля и седьмой масти ханафуда. В состав этой масти входит одна карта с кабаном (猪, иносиси), выглядывающим из-за зарослей леспедецы, одна поэтическая карта и две простых карты.
Ты спросишь: что за «семь осенних цветов»? Дело в том, что леспедеца, мискантус, пуэрария, патриния, посконник, гвоздика и китайский колокольчик были воспеты в знаменитом сборнике японских стихотворений «Манъёсю». Так они стали осенними метафорами в национальном искусстве.
А что насчет кабана? Интересно, что это животное редко мелькало в поэтических сборниках. А все потому, что кабан был символом сельской жизни. Негоже было воспевать существо, напоминающее простолюдинов, так что долгое время оно оставалось за пределами аристократического мировоззрения. Для народа же кабан имел важное значение. Когда император Тэмму в 675 году запретил употребление мяса, запрет не распространялся на дичь, вероятно, потому, что она была жизненно важна для пропитания крестьян.
Август
масть августа (мискантус) в колоде ханафуда
Карты восьмой масти изображают поля, покрытые мискантусом (芒, сусуки). Это растение и полная Луна — символы августа. Осталось только понять, почему именно они стали олицетворением этого месяца.
Итак, на одной из четырех карт нарисован холм, над которым взошла красная Луна. На другой — холм, над которым летит стая диких гусей. На третьей и четвертой картах — холмы с мискантусом. Это растение, как и леспедеца, — одно из семи осенних цветов, воспетых в «Манъёсю». Так что оно продолжает тему увядающей природы и постепенное наступление осени.
Что касается Луны, то ее образ стал значимым для августа, потому что в Японии в это время отмечается символический праздник Цукими (月見). Это день, когда жители страны восходящего солнца любуются Луной. Изначально праздник отмечали 15 августа (отсюда и ассоциация с этим месяцем). Но так как японцы перешли на другое летоисчисление, дата сдвинулась, сейчас они созерцают полнолуние в сентябре–октябре.
Кстати, карта с полной Луной, пожалуй, самая знаменитая из всей колоды ханафуда. Ведь именно ее включили в состав эмодзи 🎴
Сентябрь
масть сентября (хризантема) в колоде ханафуда
Сентябрь в ханафуда — это цветы хризантемы (菊, кику). В масти две простые карты, одна поэтическая карта и одна карта животного. Только вместо зверя на ней изображена красная чаша (杯, сакадзуки) для рисового вина, на которой написано «котобуки» (寿), что в переводе значит «долгая жизнь».
Что общего у хризантемы и саке? В Японии просто нашелся еще один повод для праздника. Там есть традиция пить кикудзаке — саке, настоянное на лепестках хризантемы. Делают это во время тематического фестиваля Тёё-сэкку, который устраивают девятого числа девятого месяца, то есть в сентябре.
Поскольку хризантема цветет долго, она стала символом долголетия, а дата празднования с двумя счастливыми девятками лишний раз это подчеркивает. Кстати, этот цветок считается символом власти императора. Он также является неофициальным гербом страны. Впервые в качестве личной печати ее использовал император Го-Тоба (1183–1198), а позже ее стали использовать исключительно как императорскую печать. У правителя была версия с 16-лепестковой хризантемой, а у членов его семьи — с 14-лепестковой.
Октябрь
масть октября (клен) в колоде ханафуда
Десятая масть ханафуда связана с опадающими листьями клена (紅葉, момидзи) и оленем (鹿, сика). В ее составе карта с животным, на которой олень кротко оглядывается через плечо, поэтическая карта и две простых карты.
Примечательно, что если на карте с животным листья клена еще на дереве, то на простых они будто плывут по воде. Говорят, что это может быть отсылкой к реке Тацута (竜田川), которая славилась осенней листвой так же, как Ёсино — весенней сакурой.
Ноябрь
масть ноября (ива) в колоде ханафуда
Масть ивы (柳, янаги) — одна из самых необычных в ханафуда. А все потому, что во многих играх ноябрьские карты обладают особыми способностями. В состав масти входит «яркая» карта, известная как «Человек под дождем», карта с ласточкой, поэтическая карта и простая карта, которую также называют картой молнии (鬼札, онифуда, что дословно переводится как «карта демона»).
Изначально все карты этой масти изображали иву с поникшими ветвями, но со временем карта низшего достоинства изменилась. Так что сейчас в стандартном дизайне хатихати-бана вместо ветви ивы — абстрактный рисунок с разными деталями: молнией, барабанами, ветряными мельницами или когтями демона. Так японцы изобразили осеннюю непогоду.
Остальные три карты сохраняют мотив ивы. На карте животного изображена ласточка [燕, цубамэ], летящая между ветвей. А на карте «Человек под дождем» нарисован знаменитый японский каллиграф эпохи Хэйан Оно-но Митикадзэ, который наблюдает за оранжевой лягушкой.
Сюжет этой картинки связан с одной легендой. Якобы однажды отчаявшийся мастер вышел в дождливый день на прогулку и увидел, как лягушка пытается запрыгнуть на ветку ивы, но безуспешно. Тогда Митикадзэ подумал, что зря это несчастное создание старается, ведь у него все равно ничего не получится. Но в этот же момент ива изогнулась под сильным ветром, позволив лягушке запрыгнуть на ветку, а каллиграф понял, что зря смеялся над животным. Лягушка не сдавалась — и природа помогла ей, поэтому ему нужно работать еще усерднее.
Декабрь
масть декабря (павловния) в колоде ханафуда
Павловния (桐, кири), как правило, считается двенадцатой мастью в ханафуда и представляет декабрь. Символы последнего месяца года — крупные листья павловнии с фиолетовыми цветами и птица феникс (鳳凰 хо-о). Во время эпохи Эдо дуэт павловнии и феникса часто встречался в японском искусстве. В частности, его изобразил художник Исода Корюсай на гравюре «Феникс и павловния». В масти три простые карты и одна «яркая».
На одной из трех простых карт нижняя часть закрашена желтым или красным цветом. На ней также часто можно увидеть название производителя колоды или логотип компании.
А теперь немного истории. Вообще, павловния была символом императорской семьи и уступала по статусу только хризантеме. Это растение также было на семейном гербе сёгуна Асикаги Такаудзи. Использовать изображение павловнии великодушно разрешил император Го-Дайго. Позже император Го-Ёдзэй даровал право на герб еще одному государственному деятелю — Тоётоми Хидэёси. Он считался одним из трех объединителей Японии.
Прошла не одна сотня лет, а павловния по-прежнему ассоциируется у местных жителей с властью. Так, после революции Мэйдзи ее изображение появилось на печати канцелярии премьер-министра. Кстати, древесину павловнии часто используют для изготовления коробок, ведь она легкая, прочная и огнестойкая. А некоторые колоды ханафуда до сих пор продаются в коробках именно из этого материала.
Но на этом символизм не заканчивается. Феникс, изображенный на «яркой» карте, по легенде садится только на павловнию. Кстати, если ты внимательно приглядишься к картинке, то увидишь, что у феникса торчат какие-то шипы. На самом же деле это его хвостовые перья. В общем, неудивительно, почему в народе эту карту в шутку прозвали «петухом».
Бамбук
Японцы были бы не японцами, если бы не усложнили, то есть не усовершенствовали бы колоду ханафуда. Так что не удивляйся, почему я собираюсь описать уже 13-ю масть. Да-да, в некоторых играх используется расширенная версия колоды, в которой есть масть бамбука (竹, таке). Она олицетворяет стихию земли.
В разных колодах она выглядит по-разному. Например, в 13-мастном варианте ты увидишь простую карту, поэтическую карту, карту животного, на которой изображен один или несколько воробьев, и «яркую» карту со статуей или тигром. В расширенной 14-мастной колоде будет две простых карты, одна поэтическая карта и карта животного с тигром.
Лотос
14-мастный вариант колоды завершает лотос (蓮, хасу). Это еще одна дополнительная масть в расширенной колоде ханафуда. Она символизирует небо. В ее состав входят две простые карты, одна поэтическая и одна «яркая» карта с зеленым драконом, парящим в синих облаках.
Типы карт в колоде ханафуда
Итак, с мастями мы разобрались, теперь переходим к следующему пункту в классификации колоды ханафуда. Частично мы уже затронули типологию карт, а теперь давай рассмотрим ее поближе.
Всего в ханафуда четыре типа карт: яркие (光, хикари), с животными (たね, танэ), поэтические (短冊, танзаку) и простые (滓, касу). В одной масти может быть как все четыре типа карт, так и всего лишь два.
🎴 Яркие карты — хикари
яркие карты (хикари) в колоде ханафуда
Несмотря на то, что мастей в ханафуда 12, ярких карт в колоде всего лишь пять:
Январь — журавль у сосны;
Март — занавес с сакурой;
Август — поле, покрытое мискантом при полной Луне;
Ноябрь — каллиграф Оно-но Митикадзэ, наблюдающий за лягушкой;
Декабрь — павловния с фениксом.
«Дефицит» и «стоимость» ярких карт делает их самыми ценными в колоде. Представь только: каждая из них приносит игроку 20 очков.
🎴 Карты с животными — танэ
карты с животными (танэ) в колоде ханафуда
Танэ занимают второе место по ценности. Они приносят игроку десять очков. Предположительно, название этого типа карт означает «предмет». Чаще всего, это карты с изображениями разных животных, но в некоторых мастях вместо зверей нарисованы значимые для японской культуры объекты: например, мост из «Повестей Исэ» и чаша саке.
Всего в колоде ханафуда девять карт танэ:
Февраль — камышовка, сидящая на цветущей ветке сливового дерева;
Апрель — кукушка, летящая мимо глицинии;
Май — мост среди ирисов;
Июнь — бабочки, кружащиеся над пионом;
Июль — кабан, притаившийся в клевере хаги;
Август — дикие гуси, летящие над полем с мискантом;
Сентябрь — чаша саке;
Октябрь — олень, выглядывающий из-за клена;
Ноябрь — ласточка, летящая между ветвей ивы.
🎴 Поэтические карты — танзаку
поэтические карты с лентами в колоде ханафуда
Эти карты отличаются тем, что на них изображены ленты, которые бывают трех цветов: красные с текстом, красные без текста и фиолетовые (иногда они также окрашены в синий или черный). Обычно танзаку стоят пять баллов. В колоде ханафуда таких карт десять:
Январь — сосны с красной лентой и надписью あかよろし, которая читается как «акаёроси». Чаще всего эту фразу переводят как «красный — это хорошо». В старых правилах кой-кой по надписи на карте была названа комбинация яку. Впоследствии ее стали именовать «акатан».
Февраль — цветущие ветви сливы с красной лентой «акаёроси».
Март — сакура с красной лентой и надписью みよしの, которая читается как «ми Ёсино», что в переводе означает «красивый Ёсино». Здесь воспевается поселок с одноименным названием в префектуре Нара, в котором цвели вишневые деревья. Красотой поселка восхищались многие японские поэты. Вот и Ясухара Массакира (Тэйсицу) написал следующее хокку (нерифмованное трехстишие):
Ну и дела! Ну и дела!
Только и скажешь о вишнях,
В горах Ёсино…
Апрель — ветви глицинии с красной лентой без надписи.
Май — ирис с красной лентой без надписи.
Июнь — пион с фиолетовой (или синей) лентой без надписи.
Июль — леспедеца с красной лентой без надписи.
Сентябрь — хризантема с фиолетовой (или синей) лентой без надписи.
Октябрь — клен с фиолетовой (или синей) лентой без надписи.
Ноябрь — ива с красной лентой без надписи.
🎴 Простые карты — касу
карты-пустышки в колоде ханафуда
В переводе с японского касу означает «мусор» или «отброс». А все потому, что этот тип карт приносит игрокам либо один балл, либо совсем ничего. За это их иногда называют пустышками. В колоде ханафуда 24 карт касу. Они есть в каждой масти. В первых десяти месяцах по две карты касу, в ноябре — одна, а в декабре — целых три.
Дизайн этих карт максимально лаконичный. На них нет дополнительных элементов: ни лент, ни животных — только растения, соответствующие конкретному месяцу года. Исключение составляет карта в масти ноября, на которой изображена гроза.
Примечательно, что в отличие от стандартного дизайна хатихати-бана в этиго-бана на картах касу нанесены стихи японских поэтов. Например, в масти января на фоне сосен написана танка (форма пятистрочного японского стихотворения без рифмы) Минамото-но Мунеюки:
С наступлением весны
даже вечнозеленые ветви
сосен на берегу
тоже будто бы изменились —
словно стали еще зеленее!..
В масти апреля за ветвями глицинии написана танка Какиномото-но Хитомаро:
Распустились в саду
лиловые гроздья глициний,
осенившие пруд, —
о, когда же услышу песню
долгожданной кукушки горной?!
🎴 Дикие карты — онифуда
Нет, я не сбилась со счета — это действительно пятый тип карт. Хоть в стандартной колоде ханафуда и нет отдельных карт онифуда (鬼札, что буквально значит «карта-демон»), в играх, где они требуются, одну из основных объявляют дикой. В муши эту роль выполняет касу из масти ивы.
При этом в некоторых региональных вариациях ханафуда все же есть специальная дикая карта. В дизайне этигобана и этигокобана на ней изображено божество намахагэ (生剥) (демоноподобное существо). А в авабана нарисован японский герой Кинтаро (金太郎) из японских легенд.
Зато в большинстве современных колод есть пустая карта широфуда (白札). Ее можно использовать как онифуда в играх, где требуется дополнительная карта вне основной колоды.
Игры с картами ханафуда
Тонкостей в истории ханафуда очень много. Классификация есть не только у самих карт, но и у игр. Они делятся на три так называемые «семьи»: игры со взятками, игры на сопоставление карт и игры на последовательность. Отличаются они друг от друга принципом. В одних нужно захватывать карты с кона, в других — выкладывать карты в четкой последовательности (вот для чего нужно знать, какая масть идет за другой).
Практически во всех играх важно количество набранных очков. Правда, считаются они везде по-разному: где-то участники зарабатывают баллы с каждой из захваченных карт, а где-то учитываются комбинации, которые имеют определенную стоимость. Но обо всем по порядку.
🎴 Игры со взятками
Этот тип игры подразумевает, что участники сбрасывают карты с рук для того, чтобы захватить те, что лежат на кону. Многие ханафуда-игры устроены так, что ты разыгрываешь карты как с руки, так и из колоды.
Яркий пример — кой-кой (こいこい), о которой более подробно я расскажу дальше. Для общего представления скажем лишь то, что в этой игре участники получают на руки карты, смотрят, есть ли на столе нужная масть и кроют ее. Собранные карты складываются в определенные комбинации, которые приносят очки.
🎴 Сопоставление карт (шоудаун)
Понятие шоудаун есть и в покере. Так называется этап, когда игроки вскрывают свои карты, сравнивают комбинации и оценивают так называемую силу руки. Схожий алгоритм действий есть и в некоторых играх с ханафуда. Смысл шоудаун в том, что игроки сравнивают карты на руках, чтобы определить победителя. Сюда, кстати, входят «банковские» игры, где каждый участник соревнуется не друг с другом, а с банком.
Пример игры типа шоудаун — сётда (섰다). Это своеобразный покер по-корейски, где участники делают ставки на свои карты в течение нескольких раундов.
🎴 Последовательность карт
Здесь же игроки выкладывают карты на поле в определенном порядке, но обычно он основан на традиционном расположении мастей. Цель — избавиться от всех карт раньше соперников. Пример игры на последовательность — хийоко (ひよこ), где нужно сбрасывать из руки карты следующего месяца: условно говоря, после масти января должна идти масть февраля и так далее.
Но это еще не все. Игры в ханафуда можно также разделить на пять стилей в зависимости от игровых стратегий.
🎴 Хана-авасэ
Хана-авасэ — это в основном игры со взятками, где нужно брать карту из колоды и использовать ее, чтобы захватить карту той же масти на поле. К этому стилю относятся кой-кой, Go-Stop, муши, сакура и другие игры.
🎴 Кабу-кей
Это игры, в которых выигрышную позицию занимает тот, у кого на руках есть определенная сумма очков. Принцип игры схож с популярной французской игрой баккара. В ханафуда же стиль кабу-кей проявляется в игре под названием ойчо-кабу (おいちょかぶ, что в переводе значит «восемь-девять»). Там задача участников за один раунд попытаться собрать руку из карт, которые в сумме были бы максимально близки к девяти очкам. К стилю кабу-кей в основном относятся игры типа шоудаун или банк.
🎴 Кинго-кей
Кинго-кей немного схож с предыдущим стилем и с блэкджеком, где нужно набрать комбинацию с суммой очков, максимально близкой к 21. Так же, как и в кабу-кей, к кинго-кей относятся игры шоудаун или банк. Вот только собрать игрокам нужно такую руку, которая бы в идеале давала в сумме 15. Именно такая задача стоит перед участниками игры кинго (きんご), название которой происходит от португальского слова quinze, что в переводе, как ты уже могла догадаться, значит 15.
🎴 Йоми-кей
Так называют игры на последовательность карт.
🎴 Хонбики-кей
Игры, где участники делают ставки, выбирая между двумя и более вариантами. Побеждает тот, кто выбрал сильнейший вариант (или вариант, выбранный банкиром). Самая известная игра этого стиля — тэхонбики, но в ней используются особые карты, а не колода ханафуда. Зато в эчобо (絵樗蒲) играют с цветочными картами, а участники пытаются угадать, какой из шести месяцев выбрал дилер, и делают ставки.
Колода хато
А что же у корейцев? Как к ним пришли цветочные карты? Все началось в 1876 году, когда между Японской империей и Корейским королевством Чосон был заключен договор о торговых отношениях. Говорят, тогда в страну утренней свежести и завезли ханафуда.
Популярность цветочных карт постепенно росла. И во многом этому способствовали японские торговцы, которые селились в корейских городах и активно играли в ханафуда. Со временем эта колода стала настолько популярной, что перетянула на себя все внимание корейцев.
Говорят, в начале ХХ века спрос на цветочные карты в Корее был даже выше, чем на родине этой азартной игры. Корейцы переименовали ханафуда в «хвату». Название составили из двух слов: «хва» (это цветок по-корейски) и «ту» (битва).
В общем, японские карты так понравились жителям страны утренней свежести, что национальные «боевые карты» туджон были ими благополучно забыты. Некоторые игры, предназначенные когда-то для этой колоды, корейские гемблеры просто адаптировали под ханафуда. А на основе мастей (месяцев) они сложили народные песни хватутарен. Вот так в Корее и решилось противостояние национальных и заграничных карт: импортные одержали верх.
С 1910 года и 1945 года Корея была японской колонией. Но после окончания Второй Мировой войны страна освободилась от иностранного влияния. А чтобы совсем очиститься от японского следа, корейцы решили стереть японскую эстетику «вэсэк». Хато, естественно, попало под горячую руку тех, кто выступал против бывших колонизаторов. Так что в Корее про эти карты на некоторое время забыли, но, как оказалось позже, не надолго.
Сейчас хато никто не запрещает, оно стало настоящей народной забавой. В карты любят играть и хангуки (то есть «корейские» корейцы), и корё сарам (русские корейцы). Сказать, где популярность хато больше, трудно, но как бы там ни было и те, и другие играют, гадают, развлекаются большими компаниями.
Чем корейские хато отличаются от японских ханафуда
Корейцы привнесли в карты хато национальные мотивы, но кардинально дизайн они менять не стали. И все же отличий немало.
🎴 Материал карт
Начнем с внешнего вида. Итак, корейское хато пластиковое. Изначально колоду делали из картона, как и ханафуда, но позже материал решили изменить. Теперь карты состоят из трех слоев пластика, склеенных вместе.
Верхний слой самый тонкий, на нем напечатана сама картинка. Средний слой содержит каменный порошок, который придает картам прочности и увесистости. Нижний же слой, как и верхний, тонкий, чаще всего, красный и текстурный. Небольшая шершавость нужна для того, чтобы каты не слипались. У корейцев, как говорится, все продумано.
🎴 Дизайн карт
Некоторые элементы дизайна в хато также изменили. Общий стиль происходит от стандартного хатихати-бана, о котором я уже говорила, и дизайна, который разработала компания Nihon Karuta. Организация занималась производством хато и активно поставляла их в Корею. Говорят, именно с нее пошла мода оставлять логотипы на «яркой» карте августа. Nihon Karuta, например, поместила изображение кролика, толкущего моти, на фоне Луны.
Вообще, у компании был свой почерк. В той же масти августа компания сделала еще одно изменение: на карте с животным она раскрасила одного из трех гусей в красный, а остальных двух — в оранжевый (или желтый). Корейцы взяли это на заметку и стали выпускать ее именно в таком виде. А вот японские производители всех гусей сделали оранжевыми, но с красными головами.
Еще одна отличительная черта хато — наличие специального иероглифа «хикари» (光) или «кван» (광) на некоторых картах колоды. По нему можно точно определить категорию. Видишь красный кружок с иероглифом — значит перед тобой «яркая» карта, которая принесет наибольшее количество очков.
В корейском хато нижняя часть простой карты с павловнией чаще всего красного цвета. В японской ханафуда обычно она желтая, реже розовая.
Но это еще не все отличия. На ряде поэтических карт хато нанесены корейские надписи «хон дан» и «чхон дан». Первая означает «красные ленты», вторая — «синие ленты». Догадаться, какая фраза на какой карте изображена несложно. В колоде хато есть также карты с красными лентами без надписей, которые называются «чо дан». Для сравнения в японской версии синие ленты не содержат никаких надписей. А вообще, в ханафуда нет карт с синими лентами — они либо фиолетовые, либо черные.
Ну и в довершение всего, чтобы уж совсем избавиться от японского флера, корейцы решили изменить облик человека дождя. В их версии на мужчине национальная шляпа бэнгоджи (벙거지). Этот головной убор носили в период Чосон местные чиновники, младшие военные офицеры и слуги янбанов (дворян). Так корейцы переодели каллиграфа Оно-но Митикадзэ, сняв с него высокую японскую шляпу каммури.
Масти в колоде хато
Количество карт и мастей в хато, можно сказать, осталось тем же, что и в ханафуда. Почему я говорю так неоднозначно? Все бы ничего, вот только в корейской колоде есть еще джокеры. Так что если будешь покупать хато, не удивляйся, почему в пачке 48 основных карт и несколько разноцветных дополнительных карточек. Не спеши их выбрасывать — это и есть джокеры, они могут тебе пригодиться.
Но вернемся к мастям. Итак, в корейском хато их 12, а в каждой из них по-прежнему по четыре карты. Единственное, их расположение немного отличается от той, что есть в ханафуда. Масть павловнии, которая в японской версии соответствует декабрю, у корейцев связана с ноябрем. А масть ивы, которая в ханафуда символизирует ноябрь, в хато соотносится с декабрем.
Карты традиционно делятся на категории: самая «элитная» — с иероглифом «кван». Это «яркие» карты, которые дают больше всего очков. Затем идет категория «кы» (끗) — карты с животными; «ти» (띠) — поэтические карты с лентами и, наконец, «пи» (피) — простые карты.
колода корейских карт хвату
Январь
Первая масть в хато, как и в ханафуда, — связана с январем. А символами этого месяца выступают все та же сосна и журавль. Название масти объединяет оба этих образа: сонгак (송학,) — так оно звучит в корейской интерпретации, а переводится как «сосновый журавль».
Когда будешь рассматривать эту масть, ты наверняка заметишь, что в правом нижнем углу карты с журавлем изображен красный иероглиф «кван». Это как раз то, о чем я говорила ранее: корейцы так решили обозначить «яркие» карты. Это нужно для того, чтобы игроки ненароком не спутали ее с «кы». А на поэтической карте вместо «акаёроси» написано «хон дан», то есть «красная лента».
Февраль
Вторая масть в хато называется мэджо (매조) и переводится как «сливовая птица». В ее составе, как ты помнишь, карта с животным «кы», поэтическая карта «ти», на которой нанесена надпись «хон дан» и простая карта «пи».
Март
«Бёткот» (벚꽃) — так называют корейцы третью масть хато, которая связана с мартом. А означает это «цветение вишни». Как и японцы, в это время года корейцы отдают дань сакуре. На «яркой» карте с занавесом можно найти иероглиф «кван», а на поэтической — надпись «хон дан». В ханафуда же на карте танзаку написано «ми Ёсино», что в переводе означает «красивый Ёсино».
Апрель
Если у японцев была задумка изобразить глицинию, то в корейской интерпретации на апрельских картах — черная леспедеца, которая напечатана в перевернутом виде. Сделали так, чтобы подчеркнуть, что это не свисающие цветы глицинии, а растущая из земли черная леспедеца. Так что название масти соответствующее — хыксари (흑싸리), то есть черный кустарниковый клевер.
В составе масти, как и в ханафуда, на карте с красной лентой надписей нет, поэтому она называется «чо дан».
Май
Эту масть на каком-то этапе корейцы стали связывать не с ирисом, а с орхидеей, поэтому называется она «нанчо» (난초). В остальном же карты хато ничем не отличаются от карт ханафуда.
Июнь
Шестой месяц и у корейцев, и у японцев ассоциируется с цветением пионов. В хато эта масть называется «моран» (모란). Именно так по-корейски звучит имя короля цветов. В колоде хато на карте «ти» лента голубого цвета, и на ней написано «чхон дан». В японской ханафуда же она чаще всего фиолетовая и надписей никаких не содержит.
Июль
Это одна из немногих мастей в хато, которая ничем не отличается от ханафуда. В корейской колоде она называется «хонсари» (홍싸리), что в переводе значит «красный кустарниковый клевер». В хато это растение появляется второй раз. Первый, как ты помнишь, был на картах апрельской масти, только там клевер был черный.
Август
Восьмая масть в хато называется «гонсан» (공산) и переводится как «небесная гора». Звучит весьма поэтично, не правда ли? В составе масти карта с иероглифом «кван» — на ней изображена полная Луна, карта «кы» с одним красным и двумя оранжевыми гусями, летящими над полем с мискантусом, и две простые карты «пи». В ханафуда же все птицы оранжевого цвета, но с красными головами.
Сентябрь
Сентябрьская масть в колоде хато именуется по главному символу месяца — хризантеме. По-корейски она звучит как «гукчин» (국진). Как и в масти июня, в колоде хато на карте «ти» лента голубого цвета, и на ней написано «чхон дан». В ханафуда же она фиолетовая и без надписей.
Октябрь
Десятый месяц и десятую масть корейцы назвали «данпун» (단풍), что переводится как «клен». Отличие карт хато от карт ханафуда вновь заключается в цвете ленты и надписи на ней. У корейцев она голубая, что подтверждает надпись «чхон дан», а у японцев — она лаконично фиолетового цвета.
Ноябрь
В отличие от ханафуда предпоследняя масть хато связана не с ивой, а с павловнией. Называется она «одон» (오동), так по-корейски звучит это растение. Среди других отличий уже упомянутый нами красный фон на карте «пи» (в ханафуда, если ты помнишь, он желтый), а также красный иероглиф «кван» на «яркой» карте с фениксом.
Декабрь
Последняя, двенадцатая масть хато звучит так же, как низшая категория карт — «пи». В корейском языке это слово означает «дождь». На «яркой» карте по традиции можно найти иероглиф «кван» и несколько изменившееся изображение мужчины с зонтиком. В остальном же отличий от ханафуда нет.
Джокеры
Одно из главных отличий хато от ханафуда — наличие джокеров. В колоде их может быть до шести, все зависит от производителя. Внешний вид тоже не регламентирован: на этих карточках может быть нанесен логотип компании и информация о ней. Джокерами пользуются в основном в играх типа Go-Stop, речь о которой пойдет дальше.
Некоторые из них имеют специальные названия, и применяют их в особых случаях. Например, джокер под названием «ту пи», что дословно переводится как «две пустые карты», выполняет роль двух «пустышек». А вот джокер «сэбюн пи» (семь пустых) дает игроку возможность собрать с каждого соперника по семь очков, убрать карту из игры и взять новую.
Go-Stop (годори)
Говорят, go-stop — самая популярная игра у корейцев. Ее также называют годори (고스톱), что означает «пять птиц». Придумали игру в 1960-х в Южной Корее, а уже спустя несколько лет она стала суперпопулярной. Славе годори во многом обязана массовой культуре и в частности корейским фильмам и дорамам. Взять, например, фильм «Минари» или сериал «Вернуться в 1988» — там можно увидеть, как герои рубятся в годори.
Играют в go-stop обычно в семейной компании по праздникам. Используются карты хато, ведь именно в корейской колоде есть джокеры. Здесь они пригодятся как нельзя кстати.
Вообще, go-stop можно назвать навороченной версией японской игры кой-кой. Ее смысл в том, чтобы собрать быстрее соперников определенное количество очков и выкрикнуть либо «гоу», либо «стоп». Сразу становится понятно, почему игра так называется.
Если игрок говорит «гоу», игра продолжается, а сумма очков продолжает накапливаться. Звучит отлично, вот только есть одно но: объявляя «гоу», человек рискует потерять все заработанные баллы, потому что другой участник может за следующий раунд набрать нужное количество баллов быстрее тебя и первым остановить игру. Если же все-таки игрок объявляет «стоп», игра завершается, а он забирает весь выигрыш.
Правила игры
Максимальное количество участников в игре — шесть человек, но чаще всего предел все-таки — три человека. Я же расскажу о правилах для стандартной версии. Сразу предупрежу, что годори — непростая игра, так что не расстраивайся, если у тебя не получится сходу разобраться что к чему.
Перед началом игры нужно заранее решить, сколько раундов продлится игра — традиционно играют 12 раундов. Но есть вариант игры на три, шесть раундов или до тех пор, пока один из игроков не наберет в общей сложности 50 очков.
Кроме того, перед игрой нужно договориться о количестве джокеров в колоде, а также о минимальном количестве очков, необходимых для остановки раунда (когда игроки смогут закричать «стоп»). Как правило, когда играет двое, минимум составляет пять или семь очков; когда играет трое — три очка.
🎴 Как выбрать дилера?
Перед тем, как приступить к игре, нужно выбрать дилера. Из хорошо перетасованной колоды каждый из участников вытаскивает карту. Дилером становится тот, у кого выпал более ранний месяц: январь и другие наиболее близкие к нему месяцы. Этот игрок тасует и раздает карты, а также имеет право ходить первым. Рекомендую запомнить эту схему, потому что во всех играх, о которых я буду рассказывать, дилеры выбираются только таким способом.
🎴 Как раздавать карты в игре go-stop (годори)?
Если играет двое, то дилер раздает десять карт на руку и восемь — на кон;
Если играет три человека, то семь карт идет на руки и шесть — на стол.
Примечательно, что если дилеру при раздаче на кон попадается джокер, он забирает его себе, а на его место кладет верхнюю карту из общей колоды. Кстати, не стоит забывать, что есть специальная последовательность раздачи карт: противнику — себе — на кон.
🎴 Как играть в годори?
После раздачи игрокам нужно проверить свои карты. Ведь может случиться так, что у кого-то будут «счастливые руки». Например, если у тебя окажутся все четыре карты одной масти, ты сразу выиграешь раунд и получишь три очка (если игра на троих). Ситуация с полным комплектом карт на руках называется «президент».
Ход начинается с того, что игрок находит у себя ту карту, что совпадает по масти с одной из карт на кону, и кроет ей выбранную. Кстати, необязательно ходить картой, которая совпадает с теми, что лежат на кону, даже если у тебя есть таковая, — можно выложить любую на стол из руки.
Затем игрок открывает верхнюю карту из общей колоды, вновь ищет подходящую масть и, если находит, то разыгрывает ее, если нет, то кладет на стол. Все заработанные карты он забирает себе. Лучше их сразу разложить по разным кучкам в зависимости от очков, которые они приносят. Так будет видно, сколько баллов игрок заработал. Не пугайся, если за ход ты не соберешь ни одного очка — так иногда случается.
После того как игрок разыграл обе свои карты (одну из руки и одну из колоды), нужно проверить колоду захваченных карт на наличие яку — особой комбинации. Если игрок собрал яку (или улучшил уже существующую), он может либо завершить раунд, крикнув «стоп», либо продолжить игру, крикнув «гоу».
Если игрок из колоды вытащил джокер (карта с логотипом фирмы и буквами), то он забирает его и берет следующую карту. Кстати, на кону джокеров не может быть. Если при раздаче эта карта попала на стол, ее кладут в стопку, а взамен выкладывается другая карта из колоды.
🎴 Как захватывать карты соперников?
В игре go-stop можно забирать у соперников карты. Правда, только простые, пустышки. При этом если у человека нет на руках «пи», «прикарманить» ничего не удастся. Условиями для захвата могут быть следующие ситуации:
Когда у тебя на руках три карты одной масти, а на столе лежит четвертая, и ты захватываешь всю масть целиком, ты можешь забрать одну карту «пи» у каждого из игроков;
Когда на столе осталось только две карты разных мастей и ты их всех забрала. Этот ход называет чисткой;
Когда на столе осталось две карты одной масти и ты забрала одну с помощью карты из руки, а другую — с помощью карты из колоды. Называется этот ход «ттадак»;
Когда ты создаешь триплет. Представь, что ты бьешь карту определенной масти, а затем вытаскиваешь из колоды третью карту этой же масти. Такая ситуация называется «пёк». Забрать триплет ты не можешь. Он остается на кону до тех пор, пока кто-то не положит четвертую карту этой масти. Если твой оппонент опередил тебя и захватил «пёк», который ты сделала, то «пи» с каждого игрока получит он. Если же тебе удалось забрать свой триплет, то ты получишь сразу две карты «пи» с каждого игрока;
Когда ты положила карту без пары на кон, а потом забрала ее после того, как открыла верхнюю карты из общей колоды. Такая фишка называется «джок».
🎴 Зачем нужен джокер?
Джокер дает шанс вытянуть дополнительную карту из колоды вместо того, чтобы отдавать карту из руки. Тебе нужно просто показать ее игрокам, затем положить к захваченным картам и взять вместо одной две карты из общей стопки.
Если же ты вытащила джокера из общей колоды, то тебе надо вновь взять еще одну карту и разыграть ее.
🎴 Как считать очки в годори?
Раунд заканчивается тогда, когда кто-то кричит «стоп» или у игроков заканчиваются карты. Если карты закончились и никто не сказал «стоп», то раунд считается ничьей, дилером остается тот же человек, игроки не получают очков, даже если собрали яку.
Игрок, крикнувший «стоп», считается победителем и получает один дополнительный балл. Чтобы подсчитать очки, нужно к общей стоимости яку прибавить бонусные очки и умножить на специальные множители.
🎴 Какие бывают яку в go-stop?
Я много говорила про яку, но давай разберемся, что это такое. Яку — это специальная комбинация из карт, которая дает определенное количество очков. Забегая вперед, скажу, что масть ивы — самая слабая, и сейчас ты убедишься почему.
Десять собранных простых карт («пи») стоят одно очко. За каждую дополнительную «пустышку» сверх этого яку игрок получает по одному баллу. Так что, если у тебя наберется 11 простых карт, считай, что ты заработала два очка. Запомни также, что в игре go-stop карта с чашей саке (масть хризантемы), с красной павловнией (масть павловнии) и грозой (масть ивы) считаются двойными «пи». То есть каждая из них стоит по два балла. То же самое касается и джокеров: они тоже приносят два балла.
Пять собранных карт с лентами («ти») стоят одно очко. За каждую дополнительную карту этой категории добавляется один балл.
А вот если ты соберешь яку из трех карт «хон дан» (красные ленты с надписями), то получишь три очка сразу и сможешь выиграть раунд. Та же система и с комбинацией из карт «чхон дан» (голубые ленты с надписями) — они также приносят три очка.
Три карты «чо дан» (красные ленты без надписей) тоже могут принести три балла, но при условии, что в комбинации не будет карты «ти» масти ивы.
Пять собранных карт с животными («кы») также стоят одно очко. За каждую дополнительную карту кы игрок получает по одному баллу.
Если же ты соберешь яку из трех особых карт «кы»: «с камышовкой (масть сливы), с кукушкой (масть черного клевера) и гусями (масть мискантуса), то ты заработаешь пять баллов. Кстати, называется эта комбинация так же, как и сама и игра — „годори“.
Карта человека под дождем (масть ивы) плюс две любые карты с иероглифом «кван» принесут тебе два очка.
Три собранных карт с иероглифом «кван» дают три очка, но при условии, что среди них не будет карты с человеком под дождем. Дело в том, что она снижает количество заработанных баллов. Так что имей в виду, если среди трех заработанных карт «кван» у тебя на руках будет человек с зонтиком, ты сможешь получить лишь два балла.
За четыре собранные карты с иероглифом «кван» можно получить четыре балла.
А вот все пять собранных карт с иероглифом «кван» принесут тебе аж 15 баллов.
🎴 Из чего складываются бонусы и множители?
Объявление «гоу»:
🔹Каждое объявление «гоу» дает одно бонусное очко;
🔹Три объявления «гоу» дает множитель ×2;
🔹Четыре объявления «гоу» дает множитель ×4;
🔹Каждое последующее «гоу» после второго удваивает множитель.Удвоения:
🔹Если у тебя на руках оказалось три карты одной масти, ты их показала соперникам, объявив «шейк», и в свой ход выиграла, то твой окончательный результат удваивается;
🔹За захват семи и более карт с животными;
🔹За каждую использованную «бомбу» (это когда захватывается вся масть);
🔹Если предыдущий раунд закончился ничьей, множители накапливаются. Ничья в годори называется «нагари».
Кой-Кой
Кой-кой (こいこい) — еще одна популярная игра с цветочными картами. Название ей дали по возгласу, который участники произносят, чтобы продолжить раунд. Только если в годори кричат «гоу», то здесь — «кой-кой», что в переводе с японского означает «давай-давай».
Достоверно неизвестно происхождение кой-кой. Одни считают, что японцы лишь переделали под себя корейскую игру годори, упростив правила, другие — что все-таки идея принадлежит именно жителям восходящего солнца. Как бы там ни было, отрицать схожесть этих двух карточных развлечений нельзя, ведь они действительно очень близки. А по популярности кой-кой мало чем уступает go-stop.
Правила игры
Если ты разобралась с правилами игры годори, то кой-кой ты быстро освоишь. Ведь принцип тот же. Играют в кой-кой вдвоем. Цель участников — собрать быстрее соперника уже знакомые тебе карточные комбинации (яку) и заработать наибольшее количество очков. Как правило, игра длится 12 раундов.
🎴 Как раздавать карты в игре кой-кой?
Выбор дилера, подготовка к игре и принцип хода остаются теми же, что и в годори. После того, как вы выбирали дилера (правила тебе уже знакомы), он должен раздать каждому участнику по восемь карт. На кон идет столько же. Оставшиеся карты он складывает в стопку рубашкой вверх.
После раздачи игроки проверяют, есть ли у них:
Тэси — это значит, что на руках у участника все четыре карты одного месяца, то есть целая масть;
Куццуки — ситуация, когда на руках четыре пары разных карт. То есть у игрока по две карты четырех разных мастей.
Если у игрока одна из этих комбинаций, то он автоматически выигрывает раунд и получает шесть очков. В следующем раунде этот участник становится дилером. Если у обоих игроков «счастливые руки» — раунд переигрывается. В случае если подобная комбинация выпала на столе, карты перетасовывают и сдают заново.
🎴 Ход игры
Первым ходит дилер. По тому же принципу, что и в годори, участник находит у себя карту, которая совпадает по месяцу с картой на кону, и кроет ее. Если он не нашел свою пару, нужно выложить на стол любую карту. Если на кону лежит две карты одной масти, то игрок выбирает одну из них. Если на кону лежат три карты, то игрок кроет их четвертой и забирает себе всю масть. Далее участник открывает верхнюю карту колоды и проделывает те же действия, что были в первой части его хода.
После того как игрок разыграл обе свои карты (одну из руки и одну из колоды), он проверяет свою колоду захваченных карт на наличие яку — особой комбинации. Если игрок собрал новую яку или улучшил существующую, он может либо завершить раунд, объявив «сёбу», либо продолжить игру, крикнув «кой-кой».
В первом случае раунд завершается, очки подсчитываются. Участник фиксирует за собой текущее количество очков. Во втором — игрок продолжает раунд, передавая ход оппоненту, но при этом рискует проиграть. Его очки сгорят, если противник соберет комбинацию в следующем туре первым.
🎴 Какие бывают яку в кой-кой?
Тенхо — это комбинация из четырех пар одной масти, то есть у тебя на руках должно быть по две карты каждого из четырех месяцев. Если, например, у тебя будет две карты масти сентября, две карты масти ноября, две карты масти февраля и две карты масти марта, ты заработаешь шесть очков.
Двойное тенхо — комбинация, состоящая из двух полных мастей. Допустим, ты собрала полностью масть марта и масть июля. Стоимость такого яку — 14 очков.
Касу — комбинация из десяти «пустышек». Несмотря на то, что количество карт солидное, выигрыш будет весьма скромный — всего один балл. При этом, как и в годори, за каждую дополнительную карту касу дается одно очко. Так что за 11 простых карточек ты получишь два балла.
Танзаку — комбинация из пяти карт с лентами. Ее стоимость — одно очко. За каждую дополнительную карту дается еще один балл.
Танэ — комбинация из пяти карт с животными. Стоимость яку — одно очко.
Иношикочоу — комбинация из трех определенных карт с животными: с кабаном (масть июля), оленем (масть октября) и бабочками (масть июня). Стоимость яку — пять очков.
Акатан — комбинация из трех карт с красными лентами и надписями. Стоимость яку — пять очков.
Аотан — комбинация из трех карт с голубыми (фиолетовыми) лентами. Стоимость яку — пять очков.
Цукими-саке — комбинация из двух карт: одна — с полной Луной (масть августа), другая — с чашей саке (масть сентября). Стоимость яку — пять очков.
Ханами — комбинация из двух карт: одна — с занавесом на фоне цветущей сакуры (масть марта), другая — с чашей саке (масть сентября). Стоимость яку — пять очков.
Санко — комбинация из трех «ярких» карт принесет тебе шесть баллов, но при условии, что в их числе не будет карты с Оно-но Митикадзэ. Ты же помнишь, что и в годори масть ивы была самой слабой?
Амешико — комбинация из четырех «ярких» карт, среди которых обязательно должна быть карта с Оно-но Митикадзэ (масть ивы). Стоимость яку — семь очков.
Шико — комбинация из четырех «ярких» карт, в числе которых не будет карты с Оно-но Митикадзэ, принесет восемь очков.
Гоку — комбинация из всех пяти «ярких» карт. Она принесет максимальные десять очков.
Минхвату
Минхвату, или минхато (민화투) происходит от японской игры хана-авасэ. Да, не удивляйся: под этим определением скрывается не только название игрового стиля, но и сама игра.
Изначально минхвату называли «хвату» (хато). Но после того, как появилась игра go-stop, которая завоевала большую популярность, корейцы добавили к ней приставку «мин» — сокращение от слова «скучный». Сделали это, чтобы подчеркнуть, что минхвату гораздо проще и тривиальнее других карточных развлечений.
Возможно, для жителей страны утренней свежести игра потеряла всякий шарм, но вот для русских корейцев она стала самой любимой народной забавой. В нее по-прежнему играют семьями, а правила передают из поколения в поколения. Так что для тех, кто проживал на территории нашей страны, никаких приставок со значением «скучный» не было. Поэтому русские корейцы называют игру просто и понятно — хато.
Правила игры
По сравнению с годори и кой-кой минхвату покажется детским садом. Никаких проблем с правилами, думаю, не должно быть. Джокеры в игре не используются, тебе лишь нужно выучить стоимость карт, чтобы знать, сколько ты заработала очков. Поверь, это легче, чем запомнить десятки комбинаций.
Игроков в минхвату может быть от двух до семи. Цель участников — заработать как можно больше очков. Перед тем, как приступить к игре, по традиции выбирают дилера, который тасует, раздает карты и ходит первым.
🎴 Как раздавать карты в игре минхвату?
В зависимости от числа участников на кон и на руки раздается разное количество карт.
Если играет два человека, то на кон идет восемь карт, а на руки — десять.
Если играет три человека, то на кон идет шесть карт, а на руки — семь.
Если играет четыре человека, то на кон идет восемь карт, а на руки — пять.
Если играет пять человек, то на кон идет восемь карт, а на руки — четыре.
Если играет шесть человек, то на кон идет 12 карт, а на руки — три.
Если играет семь человек, то на кон идет шесть карт, а на руки — три.
Раздавать карты нужно в следующей последовательности: четыре карты противнику, четыре — себе, четыре — на кон. Карты на кону должны лежать рубашкой вниз — их должны видеть все игроки. Карты же, полученные на руки, показывать никому нельзя. Оставшееся собирают в стопку.
🎴 Как играть в минхвату?
Первым ходит дилер. Его задача забрать одну из карт на кону. Для того чтобы сделать ход, игрок выбирает из своих карт ту, что совпадает по масти (по месяцу) с одной из лежащих на кону. Если ничего подходящего у него на руках нет, то придется выбросить на кон одну свою карту. Если на столе две карты одной масти, ты выбираешь любую карту. Очевидно лучше выбрать ту, что принесет больше баллов. Если же на кону лежат три карты одной масти, а ты бьешь четвертой, то ты забираешь все четыре карты себе.
После того как игрок побил карту на кону, он берет верхнюю карту из колоды и смотрит, можно ли еще что-то забрать с кона. Если да, то он захватывает все побитые им карты. Если нет, то оставляет открытую карту на кону и ждет следующего хода.
По той же схеме действует следующий участник. Если в хато играет больше двух человек, то ход передается человеку, сидящему справа от дилера. Ход идет против часовой стрелки.
🎴 Как считаются очки в минхвату?
После того как на руках и на кону не осталось карт, игроки подсчитывают очки, которые складываются из суммы заработанных баллов и бонусных очков — их можно получить, собрав особые комбинации яку, или, как называют их русские корейцы, яги. Важно знать, что если участники сделали больше двух яги, выигрыш складывается без учета бонусных очков, яги при этом обнуляются.
🎴 Какая стоимость карт в минхвату?
Карты с красным иероглифом «кван» стоят 20 очков;
Карты с животными (кы) — десять очков;
Карты с лентами («ти») — пять очков;
Простые карты («пи») — ноль очков. Здесь стоит отметить, что желтая (или красная) карта павловнии (в хато это масть ноября) превращается из пустышки в карту со стоимостью десять очков, когда в игре пять участников.
Всего в хато 240 очков, но когда играет пять участников, в игре — 250 очков.
🎴 Какие бывают яги в минхвату?
Сразу предупрежу, что четкой структуры яку, как в годори или кой-кой, в минхвату нет. Как говорится, сколько людей, столько и вариантов яги. В моей семье, например, самой козырной комбинацией всегда считалось яги под названием «ёнко». Она состоит из пяти карт: одна — с камышовкой (масть сливы) и четыре — с иероглифом «кван». Важно, чтобы среди них не было карты с человеком дождя (масть ивы). Если кто-то собрал ёнко, игра моментально заканчивается, а каждый участник «платит» счастливчику по 100 баллов.
Основные яги:
Четыре ивы — комбинация, которую составляет полностью собранная масть декабря (в ханафуда это масть ноября). Стоимость яги — 20 очков.
Четыре клена — комбинация, которую составляет полностью собранная масть октября. Стоимость яги — 20 очков.
Четыре ириса (орхидеи) — комбинация, которую составляет полностью собранная масть мая. Стоимость яги — 20 очков.
Травяные ленты — комбинация из трех карт «чо дан» (красные ленты без надписей). В составе этого яги должны быть карты масти апреля, мая и июля. Несмотря на то, что в масти декабря тоже есть карта «чо дан», в комбинацию она не входит. Ива снова аутсайдер. Стоимость яги — 30 баллов.
Голубые ленты — комбинация из трех карт «чхон дан» (синие ленты с надписями). Стоимость яги — 30 очков.
Поэтические ленты — комбинация из трех карт «хон дан» (красные ленты с надписями). Стоимость яги — 30 очков.
Ну все, теперь ты эксперт в картах ханафуда и хато. Удачи в игре — пусть тебе всегда выпадают яку и яги 😉