Иногда кажется, что мир устроен слишком просто: одни за минуту решают сложнейшие уравнения в голове, как будто родились с встроенным в мозг калькулятором, другие же влюблены в слова и смыслы, а при виде дробей хотят сбежать в книжный магазин.
Да и как иначе? С самого детства нам внушают, что нужно поскорее выбрать одну «сторону», будто все мы герои какой-то интеллектуальной сказки. И ты либо либо Белль с томиком стихов, либо Шерлок с таблицей логарифмов.
Но что, если эта самая граница существует только в наших головах? А мозг на самом деле умеет и сочинять стихи, и понимать формулы, просто ты еще не нашла способ «включить» его на полную? Давай разбираться! 👇🏻
Технари vs гуманитарии: как все начиналось
История проведения условной границы уходит корнями в XIX век, когда ученые только начинали копаться в тайнах мозга. К слову, были даже теории, что способности человека можно определить по форме его черепа (привет, френология 👋).
Потом, в 1960-х, случилась настоящая научная сенсация. Тогда нейробиолог Роджер Сперри провел эксперимент с участием людей, страдающих тяжелой формой эпилепсии. Чтобы уменьшить частоту и силу приступов, врачам приходилось идти на крайние меры — хирургически разрезать мозолистое тело. Это такая «перемычка» между левым и правым полушариями мозга — своего рода нейронный мост, по которому они обмениваются информацией.
Что сделал Сперри? Он начал показывать пациентам изображения так, чтобы информация попадала только в одно полушарие — например, через левое зрительное поле, которое связано с правым полушарием. Потом задавал вопросы: что ты видел, как ты это понял? В процессе он заметил, что левое полушарие быстрее обрабатывает речь и логику, а правое — лучше распознает образы, эмоции и музыку.
И все бы ничего, но люди решили, что вывод буквально означает следующее: если ты логик — у тебя доминирует левое полушарие, а если творческая натура — правое. То есть золотой середины в этом вопросе быть не может. Так и появился миф о технарях и гуманитариях. Но правда в том, что Сперри никогда не говорил, что полушария работают отдельно друг от друга — да-да, они всегда «играют» за одну команду.
Что говорит современная наука?
Сегодня ученые точно знают: наш мозг не делится на «техническое» и «творческое» полушария. Да, у них есть свои особенности, но они работают вместе, как два барабанщика в одной группе. Левое полушарие помогает понять структуру фразы, а правое — добавить в нее настроение. Во время чтения, например, активны оба полушария. Решаешь уравнение? И тут тоже работают оба. И даже выбор блюда на ужин требует кооперации этих двух товарищей!
Нет, это не размышления вслух и догадки, а самые настоящие факты. Так, в 2013 году нейробиологи провели очередное профильное исследование, в ходе которого проверили, как активируются разные зоны мозга у 1000 человек во время решения разных задач. И получили такой результат: любая задача — хоть математическая, хоть творческая — задействует обе стороны мозга. Так что забудь концепцию о «левополушарных» и «правополушарных» — на практике все гораздо сложнее и интереснее 🤓
Почему нам все равно что-то дается легче?
Если мозг работает как единое целое, почему одним легче дается физика, а другим — эссе по литературе? Все дело в том, кто и как поливал твой внутренний «сад способностей». Представь, что ребенок — это растение. Он может вырасти в любом направлении, если за ним правильно ухаживать. Но если с детства ему, например, твердят, что математика — это «не женское дело», он вряд ли полюбит формулы 🥲
Кстати о гендерных стереотипах. Исследования показывают, что девочки уже к 6 годам начинают сомневаться в своих математических способностях. И не потому, что у них что-то не так с мозгом — просто общество подкидывает им шаблоны, а вместе с ними, как правило, ограничения и комплексы.
А еще важно, как именно тебя чему-то учили, преподносили ту или иную информацию: если преподаватель все время указывал на ошибки и ругал тебя, в конце концов ты просто перестаешь пробовать понять то, что он объясняет. Мозг не любит стресс, а вот поддержку — очень даже 🫂
А что насчет «особых» генов?
Генетика играет в этом деле определенную роль, но не такую значимую, как принято думать. Ученые выявили ген ROBO1, который влияет на зону мозга, отвечающую за аналитику цифр. Но это не значит, что без него ты обречена складывать 2+2 на калькуляторе 🙃 Мозг — инструмент гибкий и обучаемый. У тебя может быть меньше серого вещества в нужной области, но с практикой ты легко обгонишь тех, кому якобы «повезло с генами» 🧬
И к слову, у гениев часто есть и технический, и творческий потенциал. Писатель Льюис Кэрролл, например, преподавал математику в Оксфордском университете, а актриса Хеди Ламарр вообще изобрела технологию, без которой не было бы Wi-Fi. Впечатляет, правда?
Можно ли перейти на другую «сторону»?
Да! Есть такое волшебное слово — нейропластичность. Под ней подразумевается способность мозга создавать новые связи. Именно она позволяет взрослым учить новые языки и менять профессию в любом возрасте.
Исследования также показали: дети с трудностями в учебе после пары месяцев тренировок показывают такую же мозговую активность, как и те, у кого с ней изначально не было проблем. Вот тебе и суперсила мозга! 👌🏻
Как прокачать себя в любой сфере
Вот несколько простых, но эффективных советов:
боишься цифр и уравнений — решай головоломки, в которых нужно задействовать зрительную функцию (наподобие судоку или логических квестов);
не любишь писать — сочиняй мини-истории или «протоколируй» прошедший день;
ну и, конечное же, чувствуй себя свободно — ты не обязана быть только технарем или только гуманитарием!
И помни, что чем больше ты пробуешь, тем лучше работают нейронные связи. Ошибки — это не постыдные промахи, а необходимые всем нам тренировки, попытки продвинуться вперед. И да, иногда достаточно одного вдохновляющего учителя или интересного курса, чтобы «влюбиться» в физику или актерское мастерство 😋