29 сентября на телеканале «Пятница!» начался показ комедийного сериала «Няня Оксана» — уверена, даже если ты ничего о нем не знаешь, то легко догадаешься, что он непременно нам напомнит 😉
Завязка сериала звучит до боли знакомо. Молодая девушка из провинции приезжает в Москву в поисках любви и лучшей жизни, но столичные реалии быстро расставляют все по местам. Оксана (в исполнении Олеси Иванченко) прилетает из Краснодарского края к своему жениху, надеясь на скорую свадьбу, но выясняет, что тот давно женат. Потеряв почву под ногами, героиня решает не возвращаться домой и попытать счастья в столице — сначала работает курьером, а потом случай сводит ее с обеспеченным ресторатором, которому срочно нужна няня для трех детей. Так начинается история, в которой зритель мгновенно узнает черты классической «Моей прекрасной няни».
Да, завязка абсолютно вторична — мы уже видели почти то же самое двадцать лет назад. Но именно в этом и заключается парадокс «Няни Оксаны»: при внешней схожести с культовой комедией нового тысячелетия сериал пытается стать чем-то большим, чем просто ремейк. Его создатели явно помнят о Заворотнюк и ее феноменальном успехе, но стараются не повторять «кадр в кадр».
С первых серий героиня кажется немного раздражающей. Ее яркий южный акцент, бойкий нрав и чрезмерная эмоциональность будто нарочно подчеркивают сходство с Викой из оригинала. Оксана разговаривает громко, носит аляповатые наряды, которые балансируют между «провинциальным шиком» и откровенной эксцентричностью, а иногда и вовсе — на грани приличий.
Однако со временем зритель начинает менять к ней отношение: вначале ее жаль — девушка осталась одна в чужом городе, без жилья и поддержки, — потом она вызывает симпатию своей непосредственностью и способностью выкручиваться из любых ситуаций. Иванченко удается поймать ту самую интонацию между комедией и теплотой, которая делает героиню живой и человечной.
Конечно, персонаж Оксаны — отголосок знаменитой «няни из народных». Но не стоит забывать, что и «Моя прекрасная няня» сама была адаптацией американского формата. Таким образом, «Няня Оксана» — не подражание Заворотнюк, а продолжение целой традиции: история, где простая девушка с большим сердцем приходит в дом богатых, но запутавшихся людей, чтобы невольно изменить их жизнь.
Главным источником юмора в сериале становятся дети, и это, пожалуй, одно из самых удачных решений. Младшая — типичный вундеркинд, говорящий как взрослый и постоянно ставящий взрослых в тупик; средний сын — главный источник хаоса, пранкер, шутящий с неистощимой фантазией; старшая дочь — бунтарка и тусовщица, привыкшая жить по своим правилам. Сцены с ними часто оказываются самыми живыми, динамичными и свежими — по-настоящему смешными без грубости и искусственности. А вот юмор, связанный с самой Оксаной, временами выглядит более шаблонно: некоторые гэги и диалоги будто бы списаны из ситкомов нулевых, что слегка снижает эффект новизны.
Вопросы вызывают мотивы некоторых персонажей, прежде всего главы семьи. Почему успешный ресторатор, занятый бизнесмен и отец троих детей, без колебаний берет на работу няню без опыта, да еще и столь эксцентричную? Впрочем, сценаристы не оставляют ситуацию без объяснений: в какой-то момент сюжет делает ловкий поворот, и решение оставить Оксану в доме оказывается вполне логичным и очень даже интересным и многообещающим.
Если сравнивать со «старшей сестрой», то второстепенные персонажи в «Няне Оксане» заметно бледнее. У героини есть подруга — такая же шумная и простодушная, но повторение образа лишь ослабляет драматургию. Дворецкий — персонаж эпизодический и не слишком выразительный, а аналога яркой Жанны Аркадьевны здесь и вовсе нет. С одной стороны, это избавляет сериал от прямого копирования, с другой — убирает ту часть колорита, за который зрители когда-то полюбили сериал с Заворотнюк. Впрочем, сама атмосфера легкой абсурдности и бытового тепла, присущая формату, сохранена.
Несмотря на вторичность сценарных ходов, сериал удивительно легко смотрится. Во многом благодаря актерам. Олесе Иванченко удается удержать баланс между пародией и искренностью — ее Оксана не столько смешная, сколько обаятельная. Виктор Хориняк, сыгравший хозяина дома, добавляет истории устойчивости и реализма: его герой вызывает доверие и не превращается в типичного «богача с холодным сердцем». Их взаимодействие постепенно становится стержнем повествования — без чрезмерного романтизма, но с тонкой комедийной химией.
Отдельно стоит отметить визуальную составляющую. Создатели не стали копировать вылизанную гламурную Москву, а показали ее разноцветной, живой и немного хаотичной. Костюмы и декорации местами гротескны, но именно это создает настроение: сериал не претендует на реализм, он существует в собственной доброй и слегка театральной вселенной.
В итоге «Няня Оксана» — проект, который сложно назвать оригинальным, но легко назвать обаятельным. Он не стремится перевернуть жанр ситкома, но предлагает зрителю знакомую формулу — немного ностальгии, немного доброты и немного абсурда. Это легкая, позитивная история о том, как провинциалка с открытым сердцем и неисчерпаемым оптимизмом оказывается способна изменить не только чужую жизнь, но и свою собственную.
Сериал работает по простому принципу: улыбка через узнавание. Мы видим старые ходы, знакомые типажи, предсказуемые шутки — но они все еще действуют. И хотя у «Няни Оксаны» не хватает остроумия и харизмы предшественницы, в ней есть то, чего так не хватает современным комедиям — искренность.