В фильмах и сериалах ты наверняка много раз замечала, что китайцы любят перекинуться в картишки. Это достаточно азартная нация и подобные игры — неотъемлемая часть их культуры.
Но подозревала ли ты, что они их и изобрели? Сейчас расскажу, как выглядели первые карты, откуда вообще они взялись и как в них раньше играли в Китае.
История появления игральных карт
Оказывается, все началось в Китае еще в 12 веке, а то и раньше! Именно там придумали первые бумажные карты, похожие на наши. Совсем неудивительно, что в стране, создавшей бумагу, начали использовать этот материал не только для письма, но и для развлечений.
Да, есть и другое мнение, что они впервые появились в Египте, только не для игр, а для гаданий. А это уже все-таки немного другая история. Так что большая часть исследователей присваивает это изобретение стране Восточной Азии.
У китайских карт было несколько своеобразных референсов. Одним из ключевых прототипов стали бумажные деньги, которые по форме и размеру были схожи с первыми картами. Есть мнение, что в самом начале прям ими и играли.
Другим вероятным предком были костяные плитки, их использовали в играх по типу домино. Идея перенести номинал денег или символы с плиток на бумагу стала революционной. Но кому именно она принадлежит — неизвестно. Это народное творчество, как анекдоты, частушки и прочие увеселительные выдумки.
Ранние китайские колоды сильно отличались от европейских. Они были узкими и длинными, напоминая бумажные полоски. Карты делали из плотной бумаги или картона, часто они были черно-белыми, с нанесенными иероглифами и упрощенными изображениями.
Типов карт было несколько. На одних были фрагменты из книг и рисунки сцен. Другие отсылали к званиям: на них изображали различных чиновников. Существовали даже праздничные карты с тостами и пожеланиями и винные карты — для игр с выпивкой.
Но самая популярная колода — с изображением денег. На карты наносили рисунок с древних бумажных банкнот и делили их на три масти: монеты, связки монет и мириады связок монет. А еще были три дополнительные карты с разными печатями и надписями — «Красный цветок», «Белый цветок» и «Старая тысяча».
На каких-то из них можно встретить исторические и литературные отсылки. Например, среди самых распространенных — иллюстрации к произведению «Речные заводи», это китайский классический роман 14 века о подвигах и приключениях.
Именно эти бумажные карты, путешествуя по Великому шелковому пути через Индию и Персию, попали на Ближний Восток, где их адаптировали мамлюки в Египте. Уже оттуда в 13 веке карты проникли в Европу, там их дизайн и символы были радикально переосмыслены. Это и дало начало всем современным карточным колодам.
Кстати говоря, традиционные китайские карты все еще в ходу! Их можно заказать в онлайн-магазинах прямо вместе с учебником. Это на случай, если привычные партии в «дурака» или «козла» тебе уже надоели.
После широкого распространения китайских карт все пошли кто во что горазд. Разные страны начали менять их внешний вид и игры под свою культуру, добавляя что-то новенькое. Вот откуда такое разнообразие!
В Египте, например, людей на картах изображать запрещалось, поэтому в качестве масти были бытовые предметы: монетки, клюшки, мечи и кубки. В итало-испанской колоде остались мечи и кубки, но появились палицы и монеты. А в немецкой их заменили на листья, сердца, желуди и бубенцы.
Самые первые китайские карточные игры
Увы, история не сохранила для нас полных и детальных правил самых первых игр, однако ученым удалось восстановить общие принципы и названия некоторых популярных забав, в которые играли с помощью бумажных карт в Древнем Китае.
Важно понимать: китайские игры кардинально отличались от европейских. В них редко были привычные нам понятия вроде «взятки» или «козыря». Чаще всего это были игры на сбор комбинаций, похожие на механику современного покера или румми. Игроки стремились собрать из карт на руке определенные серии или наборы.
Это было не просто азартным развлечением. Они отражали социальные иерархии, денежную систему и были тесно связаны с математическим расчетом и вероятностью. В отличие от Европы, где карты быстро стали символом греха и азарта, в Китае они долгое время считались уважаемым интеллектуальным досугом для образованных людей.
Янцзы гэ
Говоря о самых первых играх в бумажные карты, невозможно обойти вниманием «янцзы гэ», что дословно переводится как «игра в листья». Это название было общим для целого класса популярных в Китае карточных игр и считается одним из древнейших, дошедших до нас.
Почему «листья»? Историки считают, что это название могло происходить от формы первых бумажных карт, которые были длинными и узкими, напоминая листья дерева. Другая версия означает, что знатные игроки могли использовать для записей ходов настоящие листья с деревьев в своих садах.
Суть игры. К сожалению, точные правила оригинальной «Янцзы гэ» не сохранились. Однако понятно, что это была игра для четырех человек, сочетавшая в себе элемент жеребьевки (бросание костей) с ходами специальными картами. Она была невероятно популярна при императорском дворе и среди знати. Именно «Янцзы гэ» и подобные ей игры заложили фундамент для последующего расцвета карточной культуры в Китае.
Ма Дяо
Эта игра считается прямым предком знаменитого Маджонга. Изначально в нее играли именно бумажными картами, и только позже они эволюционировали в костяные плитки.
Колода. Использовалась большая колода, часто состоявшая из 40 карт, разделенных на 4 масти. Например: монеты, связки монет, десятки тысяч, десятки.
Суть игры. Игра была рассчитана на 4-х человек. Игроки по очереди вытягивали карты со стола и сбрасывали ненужные, стремясь собрать определенные комбинации из трех или четырех карт. Процесс и стратегия сильно напоминали будущий Маджонг: игроки брали сброшенные соперниками карты, чтобы завершить свои комбинации. Цель — первой собрать готовый набор.
Игры на сброс
Была такая большая категория игр, механика которых знакома нам по «Уно» или старым карточным играм вроде «Пьяницы».
Суть игры. Игроки по очереди сбрасывали карты в центр, следуя определенному правилу: к примеру, можно было положить карту той же масти или того же достоинства, что и верхняя карта в сбросе. Если подходящей карты не было, игрок брал из колоды. Цель — первым избавиться от всех карт на руке.
Именно эти принципы — сбор комбинаций, сброс карт и стратегический подсчет путешествовали вместе с колодами по Великому шелковому пути и, претерпев изменения, легли в основу многих западных карточных игр.