Вера в то, что «Оскар» присуждается правильным фильмам, режиссерам и спектаклям, идет на спад вот уже несколько лет. Конечно, трофеи чаще вручаются нужным людям за правильные фильмы, но пессимизм появился не на пустом месте. Все чаще критики и зрители говорят, что награду определенно заслуживали другие кинематографисты и их работы.
Британское издание Independent в 2023 году представило список из 10+ фильмов, которые «не должны были» получить заветную золотую статуэтку. Какие же работы по мнению английских репортеров были достойны ее гораздо больше?
Игры разума (2001)
«Игры разума» — один из самых неоднозначных победителей конкурса «Лучшие картины века». Его победа стала удачей для DreamWorks — фильм стал третьим триумфом студии подряд, но некоторые считают, что его ценность далека от той, что ему приписывают. Зрители удивлены тому, что Рон Ховард обогнал Роберта Олтмана с его «Госфорд Парком» и Дэвида Линча с «Малхолланд Драйв».
Огненные колесницы (1981)
Победа данного фильма была большим сюрпризом, учитывая, что все присутствующие ожидали, что победителем станет фильм «Красные».
КОДА (2021)
В материале Independent первую половину фильма назвали «одними из самых скучных» 45 минут из всех фильмов, которые получали приз за «лучший фильм». Начало затянуто и наполнено разочаровывающими персонажами, которые совершают странные поступки. Под конец фильма история становится более увлекательной, но «становится уже слишком поздно».
Холодная гора (2003)
Некоторые считают, что «Холодной горе» очень повезло: филь был номинирован в категории «лучшая женская роль второго плана». Рене Зеллвегер оправилась от неудачи с «Чикаго» в 2002 году и принесла «ничем не примечательной драме» звание «оскароносной».
Танцующий с волками (1990)
Многие возмущены победой фильма «Танцующий с волками» не из-за того, что это плохой фильм, а потому, что эпопея Кевина Костнера получила семь «Оскаров» за одну церемонию. В том же году были номинированы «Славные парни», но они получили только одну награду — за лучшую мужскую роль второго плана для Джо Пеши.
Девушка из Дании (2015)
Игра Алисии Викандер в этой драме отнюдь не слаба, но в сердцах многих зрителей она не сравнится с трогательной ролью Руни Мары в фильме Тодда Хейнса «Кэрол».
Столкновение (2004)
Зрители «Оскара» привыкли к неожиданным победам, но ни одна из них не была оценена так странно, как драма Пола Хаггиса «Столкновение». Она обошла культовую «Горбатую гору» Энга Ли в номинации «Лучший фильм»!
Идти своим путем (1944)
Мюзикл «Идти своим путем» стал кинематографическим хитом своего года, но он, согласно Independent, явно проигрывал конкуренту — классическому нуару «Двойная компенсация».
Гранд-отель (1932)
«Гранд-отель» — единственный фильм, который получил награду в категории «Лучший фильм», не получив номинации ни в одной другой категории. Фильм стоит посмотреть, но не более одного раза.
Величайшее шоу мира (1952)
По иронии судьбы, фильм со словом «величайший» в названии стал одним из самых провальных лауреатов премии «Оскар» в истории. Яркий пример того, как Академия «отдала предпочтение зрелищности, а не качеству».
Игра в имитацию (2014)
«Игра в имитацию» получила приз за лучший адаптированный сценарий, что вызывает вопрос: почему необласканный зрителями и критиками фильм вообще получил какие-либо номинации?
Железная леди (2011)
Мэрил Стрип получила достаточно «Оскаров», чтобы мир знал, что она одна из лучших актрис этого врмени. Однако некоторые зрители посчитали награду за «Железную леди» лишней в ее коллекции, отдавая предпочтение Вайоле Дэвис с фильмом «Прислуга».
Пианист (2002)
Роман Полански получил «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм «Пианист» — незаслуженную награду по мнению многих зрителей.
Из Африки (1985)
В драме Сиднея Поллака действительно невероятные персонажи — благодаря работе Мерил Стрип и Роберта Редфорда, но сценарий вызвал вопросы у некоторых зрителей. Independent называет настоящим победителем за тот год другой фильм — «Свидетель» с Харрисоном Фордом и Келли Макгиллис.
Место под солнцем (1951)
«Место под солнцем» — прекрасный фильм, но таким работам тяжело конкурировать с более серьезными картинами. Режиссер Джордж Стивенс обошел Джона Хьюстона («Африканская королева»), Уильяма Уайлера («Детективная история») и Элиа Казана («Трамвай «Желание») в номинации «Лучший режиссер».
Влюбленный Шекспир (1998)
«Влюбленный Шекспир» выиграл главный приз премии и обогнал многих фаворитов зрительских симпатий — «Войну», «Спасая рядового Райана» и «Тонкую красную линию». Зрители остались недовольны результатом и обвинили Академию в недальновидности.
Миллионер из трущоб (2008)
Законный победитель, по мнению фанатов церемонии, — «Темный рыцарь», который даже не был номинирован в той же номинации, что и «Миллионер из трущоб». Это упущение и общее возмущение привело к тому, что Академия увеличила число номинантов на лучший фильм.