Вокруг нас много информационного шума: на ток-шоу разбирают случаи домашнего насилия, соцсети переполнены хештегами в поддержку жертв сексуальных домогательств, а знакомые рассказывают личные истории, как кто-то неприлично лапал их в пятом классе.

Почему девушкам приходится столько терпеть и всего бояться? Может, мы слишком преувеличиваем некоторые проблемы? А может быть, общество специально нагнетает обстановку, чтобы мы оставались дома борщи варить? Попробуем разобраться.

#RespectAriana

Ты, конечно, слышала о скандале на прощании с соул-певицей Аретой Франклин, которое состоялось 31 августа. На похороны пришли многие известные исполнители. В том числе Ариана Гранде  – на церемонии она исполнила одну из популярных песен Франклин You Make Me Feel Like A Natural Woman.

Сначала в соцсетях принялись критиковать Ариану за слишком короткое и вызывающее для такого мероприятия платье. Но вскоре переключились на епископа, который вел церемонию. Пользователей соцсетей возмутило, как Чарльз Эллис III подхватил расчувствовавшуюся после выступления девушку и приобнял в области груди.

Правда ли он ее жамкал? Этот вопрос сейчас волнует чуть ли не всех пользователей твиттера. Ариана казалась растерянной, ей явно было некомфортно. Она нервно засмеялась над неуклюжей шуткой Эллиса и попыталась незаметно освободиться из его объятий. Тот лишь крепче приобнял бедняжку.

Но действительно ли преподобный распустил руки? Или при его росте  – а он выше Арианы на три головы – ему просто не удалось дотянуться до талии? Сложно судить. На мой взгляд, ничего криминального в этом конкретном случае не произошло. Но обществу опять и снова напомнили о проблеме сексуальных домогательств.

сексуальные домогательства
Фото
giphy.com

Дружелюбие или нарушение границ?

Помнишь, как российский болельщик поцеловал испанскую ведущую? Это уже явный случай нарушения личных границ. Но было ли это сексуальным домогательством?

Во время Чемпионата мира по футболу, который проходил в этом году в России, наш соотечественник на радостях с криком подбежал и чмокнул в щечку испанскую телеведущую. Джульетта Теран, мягко говоря, была в недоумении, но во время эфира ничем себя не выдала.

Однако сразу после публикации видео в твиттере разгорелся скандал. Одни настаивали на том, что на пустом месте раздули драму с сексуальным домогательством. Другие требовали не закрывать глаза на подобные случаи. Перепалки в комментариях доходили до абсурдного. С журналисткой все же ничего страшного не случилось, никто не пострадал.

Да и может ли проявление искренней радости носить агрессивный характер? Стоит ли из-за этого набрасываться на людей с критикой и осуждением?

А может, все дело в менталитете? Жители России – народ открытый и прямолинейный.  Европейцы часто удивляются, что мы не боимся сказать прямо: «Мне это не нравится» или «Хей, чувак, я тебя знаю, давай сфоткаемся».

Разница ощутима даже на языковом уровне. В библиотеке незнакомому человеку мы можем сказать «Подайте мне книгу». И это нормально. А вот носитель английского спросит: «Could you give me a book, please?». Для них дико просить у незнакомца или даже близкого человека что-то в повелительном наклонении. Это верх неуважения.

А что касается жестов, обнимашек и встреч с хлебом-солью-троекратным-чмоком  – тут полный караул. Европейцы и американцы очень ценят личное пространство. Для них важно держать дистанцию и уважительно относиться ко всем. А эмоциональные россияне могут обниматься на прощание уже после первой встречи.

Возможно, мы по-разному смотрим на определенные ситуации? И то, что для одних обычное проявление чувств, для других – нарушение личных границ.

Причины и следствия

И все-таки бывают случаи более однозначные, которые нельзя оставлять без внимания. Можно ли, например, поставить знак равенства между радостным поцелуем в щеку и ударом по голове? Однозначно нет.

Во Франции произошла как раз такая ситуация. Девушка ответила замечанием на свист в ее сторону и получила в прямом смысле удар по голове от незнакомца. После этого случая, в начале августа этого года, во Франции приняли закон, запрещающий сексуальные домогательства на улице. К ним, кстати, относятся, окрики, свист в сторону девушки и тем более непристойные предложения.

Министр Марлен Шьяппа считает, что борьба с уличными преследованиями должна быть в приоритете. Женщины не должны бояться выходить на улицу, ведь это ограничение свободы.

Но, минуточку. Неужели до этого закона женщины не выходили из дома, прятались в четырех стенах и занимались хозяйством? Нет, они отстаивали свои права, завоевывали рабочие места и свободно передвигались по городу. Так что изменилось? Неужели мы стали более уязвимыми и обидчивыми?

Не ограничиваем ли мы свободу других, отстаивая свои права?

Кто защитит мужчин?

Сейчас шведы ведут активную деятельность по правовой защите людей от любых посягательств. Один из законов, принятый в июле 2018 года, гласит: любой сексуальный акт без согласия партнера считается сексуальным домогательством. До этого было достаточно, чтобы партнер единожды сказал «нет».

Феминистки посчитали, что этого недостаточно. И теперь любой половой контакт должен происходить исключительно с согласия, подтвержденного словом или действием. Причем супружеских пар это тоже касается.

И что теперь? Неужели теперь муж не сможет удивить любимую внезапным поцелуем? Или парень теперь обязан испортить романтику первого поцелуя, спрашивая письменное разрешение с подписью?

Возникает еще ряд вопросов. Что значит «согласие действием»? Если девушка, ответила на поцелуй – это согласие? Если она не сопротивляется ухаживаниям – тоже знак согласия? Или однозначное «да»  – это когда она сама начала расстегивать бюстгальтер? Довольно спорный момент.

И почему все законы о сексуальном домогательстве касаются в основном женщин? Неужели мужчины не подвергаются насилию? Нет, конечно. Критики новой законодательной волны считают, что он приводит к «сексизму наоборот». Женщины начали использовать новые законы для продвижения по карьерной лестнице  – стало удобно убирать соперников, обвиняя мужчин-конкурентов в домогательствах. И кто сказал, что женщин нужно защищать, а мужчин – нет?

В США появилось альтернативное #MeToo движение  – #UsToo.

Мужчины и юноши рассказывают о случаях насилия, которые травмировали их психику, испортили карьеру или серьезно навредили здоровью. Причем парни подвергались домогательствам не только со стороны других мужчин  – женщины тоже нередко фигурируют в их историях.

Думаешь, это происходит лишь на другом континенте, далеко от нас? Вовсе нет. И у нас в стране парнями манипулируют на работе и дома, к ним пристают в поездах. Кого-то даже пытаются изнасиловать собственные родственники. Так где же тут справедливость?

ustoo
Фото
giphy.com

И очень важно понимать, что оказаться жертвой может каждый, не только девушки. И если уж вводить законы, то хорошо бы учитывать в них все возможные нюансы.

Преступления и наказания

Но вернемся к скандинавскому королевству. Шведская коллегия адвокатов столкнулась с целым валом обвинений в сексуальном насилии многолетней давности. При этом у пострадавших по понятным причинам совсем нет доказательств. А это значит, что велика вероятность обвинить кого-то необоснованно.

В истории уже есть горький опыт расследования сексуальных домогательств. В 80-х годах прошлого века активно практиковали регрессивную терапию  – считалось, что она помогает жертвам преступления вспомнить все детали произошедшего. Поначалу практика давала плоды: жертва указывала на насильника, его арестовывали и сажали в тюрьму.

Позже выяснилось, что такая терапия вызывает ложные воспоминания. И через 10 лет ее запретили.

Но за эти 10 лет успели осудить более 300 невиновных. Тюрьма сломала им жизни, а настоящие преступники меж тем продолжали наслаждаться свободой.

Подумай только, что произойдет, если сейчас мы примемся за старое и начнем обвинять и осуждать каждого. Если полиция станет реагировать на все обвинения и расследовать каждое возможное дело двадцатилетней давности, у нее просто не хватит сил и времени разбираться с серьезными преступлениями, которые совершаются здесь и сейчас.

На фоне тех ужасов, которые происходят на текстильных фабриках и улицах Нигерии, кажется, что бурная реакция на случай с Арианой Гранде не очень-то оправдана. Или все-таки нет? Ведь из мелких намеков и незначительных действий складывается большая картина. И игнорируя эти маленькие детали, можно упустить момент, когда кто-то переступит черту, которую переступать нельзя?

Как, например, в случае с преподавателем из университета США, о котором мы недавно писали. Несколько лет студентки и сотрудницы терпели издевательства профессора, потому что им никто не верил. Все начиналось с комплиментов, вопросов о личной жизни  – а заканчивалось непристойными предложениями, неуместными прикосновениями и тираническим контролем.

Те, кто говорит, будто девушки сами виноваты, просто не бывали в таких ситуациях.

Когда в толпе людей кто-то хватает тебя за попу, ты скован и не знаешь, что делать. Тебе неприятно и страшно, потому что ты хочешь, чтобы это скорее прекратилось. Но девушки часто боятся дать отпор обидчику, потому что мужчины куда сильнее.

сексуальные домогательства
Фото
giphy.com

Так что же делать?

С одной стороны, штрафы за домогательства могут отпугнуть заядлых пикаперов приставать к девушкам на улицах. Но такие законы рассматривают следствие, а не причину. Они наказывают человека уже за то, что случилось. Не лучше было бы подумать, как предотвратить подобное?

Вот в Великобритании, например, ввели уроки согласия. На занятиях детям с раннего возраста дают понять, что у каждого есть права и свободы  – и мы должны их уважать.

Девочки должны научиться говорить «нет», а мальчики  – принимать это.

Но хватит ли одного только воспитания? Вопрос остается открытым. Как мы видим, проблема домогательств и представлений о личных границах тесно связаны. И в каждой стране особый подход к этим темам. Поэтому, я считаю, решение должно носить индивидуальный характер. Главное, быть сильными и не сдаваться. И помнить, что ты не одна.