С одной стороны, спасибо, конечно, что нам не приходится вести бухучет по каждой клетке или, скажем, бдительно следить за ростом волос на голове, обеспечивая своевременные поставки протеинов к каждому волоску. Тогда и кофе выпить времени бы не было! Но иногда эта самостоятельность наших тел здорово раздражает. Скажем, когда ты слегка влюблена.
Тебе, например, хочется быть решительной и элегантной, а твой организм зачем-то считает, что на свиданиях нужно тупеть и покрываться выразительными красными пятнами в районе декольте. Или еще хуже: ты целуешь лучшего в мире парня – и чувствуешь только то, что он недавно жевал мятную жвачку.
Как мы помним из уроков биологии, наши чувства определяются работой центральной нервной системы. А она обладает таким количеством датчиков, что не снилось ни одной разведке мира! И вся эта информационная аппаратура постоянно шлет сигналы в главный штаб – мозг.
Часть этой информации тебе позволяется обрабатывать самостоятельно – при помощи волевых усилий или, допустим, хорошего воспитания. Но основной частью самовольный организм распоряжается по собственному усмотрению, и тут ему на помощь приходят гормоны – вещества, регулирующие и корректирующие работу его тканей.
Серотонин
Этот гормон одновременно отвечает за снижение болевых ощущений и за повышение скорости передачи приятных ощущений. Именно благодаря серотонину самые страстные объятия и самый энергичный секс не кажутся влюбленным болезненными, даже если они приводят к небольшим повреждениям кожи и слизистых.
При взгляде на объект наших нежных чувств мы начинаем производить этот серотонин в увеличенных количествах. И все бы хорошо, но — увы! — подлый гормон, кроме всего прочего, еще и усиливает перистальтику гладких мышц. Из-за этого чувство тошноты, боль в животе или вообще расстройство желудка — весьма обычное дело на волнительных свиданиях. Спасибо тебе, дорогая природа, как это все было кстати!
Феромон
Всем хорош Кеша — добр, красив, умен, богат и неравнодушен к тебе. Леша же кривоног, краснорож и вообще душераздирающ до крайности. Так почему тебе при виде прекрасного Кеши хочется зевать, а нелепый Леша вызывает желание прижать его к сердцу и гладить по голове как щеночка?
Возможный вариант ответа: «Все дело в феромонах». Эти летучие, не имеющие явного запаха соединения выделяет каждый из нас. И в некоторых случаях феромоны одного человека могут иметь невероятную притягательную силу для отдельного человека другого пола.
Известно, что некоторые животные, например насекомые, вообще могут размножаться только под действием феромонов. Роль же их в репродукции человека пока изучена недостаточно хорошо.
Что не мешает производителям уже сейчас вовсю торговать бутылками с современным любовным зельем — «синтетическими феромонами широкого спектра действия», эффективность которых как минимум весьма и весьма сомнительна.
Прогестерон
Если окситоцин — гормон любви, то прогестерон — это гормон равнодушия. При его увеличении у женщины почти исчезает интерес к процессу размножения. Вырабатывается он яичниками и участвует в регулировке месячного цикла, а также в механизме зачатия, беременности и кормления.
Его уровень в нашей крови меняется в зависимости от месячного цикла, и меньше всего его вырабатывается в период с 1-го по 14-й день с начала менструации — именно в эти дни нам проще всего возбудиться и потерять контроль над своими чувствами.
Эндорфин
Этот приятнейший гормон вырабатывается в гипофизе, и о росте его концентрации ты можешь узнать по следующим симптомам: птички поют, травка зеленеет, а все мальчики вокруг такие славные, что просто невозможно им в чем-либо отказать!
Избыток эндорфина приводит к возникновению беспричинной радости, поэтому его часто именуют гормоном счастья. И, кстати, существуют способы увеличить его концентрацию различными химическими способами.
К сожалению, такое грубое вмешательство в биологические процессы не остается безнаказанным — химическая стимуляция выработки гормона приводит к нарушению его естественного производства. Поэтому граждан, увлекающихся искусственной «эндорфинизацией», поджидают периоды долгих депрессий и осознание бессмысленности бытия. Но никто не мешает нам производить много эндорфина натуральным путем, благо добыть его проще простого. Ласки, объятия и поцелуи запускают наш эндорфинный заводик на полную!
А еще ученые заметили, что концентрация эндорфина растет у людей, ласкающих детенышей, и у тех, кто ест шоколад. Так что Джоан Роулинг не зря назвала шоколад лучшим средством от дементоров — монстров, высасывающих из человека счастье.
Адреналин
Страшный шум в ушах, пересохший язык, трясущиеся ноги, ватные колени, гулкое биение сердца — знакомые ощущения? Ладно, если бы ты так реагировала, встретив в лесу крокодила, но если это был всего лишь Коул Спроус, зашедший выпить чашечку чая в вашу институтскую столовую?..
Проблема в том, что адреналин, гормон стресса, не умеет отличать крокодилов от Спроусов. А посему тебе выдается стандартное снаряжение для критических ситуаций — резкое усиление кровообращения и возросшая мышечная готовность к рывку.
И тебе, кстати, еще повезло. Адреналин также умеет давать команду «Все лишнее — за борт!». Словосочетание «Девочки писаются от счастья при виде его», увы, не такая уж художественная метафора.
Окситоцин
Его часто именуют гормоном влюбленности, так как он играет очень важную роль в механизме любовного желания. Окситоцин усиливает тонус работы матки, вызывая чувство «сосущей нежности внизу живота», как поэтично выражаются в некоторых медицинских брошюрах. Одновременно он блокирует сигналы тревоги и страха, но параллельно, согласно мнению ряда исследователей, снижает способность к критическим оценкам.
Окситоцин даже всерьез подозревают в том, что с его помощью можно совершать мошеннические манипуляции. Жертва, получившая под благовидным предлогом укол окситоцина, какое-то время склонна почти безоговорочно доверять окружающим, подписывая любые нужные злоумышленникам бумаги. Так что выражение «От любви глупеют» имеет под собой вполне научное обоснование.
Дофамин
Даже час без любимого — это мука? Страдания так велики, что невозможно терпеть? То, что любовь приносит не только радость, но и боль, люди знали испокон веков, но только недавно они точно выяснили, кто в этом виноват. Дофамин (или допамин) — загадочный гормон, вырабатываемый надпочечниками. Обычно мы выделяем его во вполне умеренных дозах и он тихо вершит свою пока не слишком хорошо изученную работу в организме.
Но почему-то в момент влюбленности он начинает хлестать в организм в увеличенном количестве и превращается в своего рода естественный наркотик. Который провоцирует головокружение и потерю сна, мешает сосредотачиваться и, что самое главное, вызывает сильнейшее привыкание.
Ощущение физической боли при разлуке с любимым, которого никто на свете не в силах заменить, — это не поэтическое преувеличение, а суровая реальность.
Только страдаем мы не столько по дорогому человеку, сколько по дофамину, который повышается исключительно в его обществе. «Ломка» может продолжаться месяц-два, после чего боль притупляется… Есть и хорошие новости: физические нагрузки помогают сократить дофаминную зависимость, так что спортзал — это панацея для разбитых сердец, как бы кощунственно это ни звучало.