В середине октября на Винзаводе прошел уже девятый по счету маркет современного искусства WIN-WIN. Это регулярное арт-событие, на котором уже состоявшиеся и еще только начинающие художники самых разных направлений — от живописи и керамики до фото и скульптуры — могут представить свои работы и встретить своего покупателя. Которому, к слову, не придется переплачивать посреднику и приобрести произведения искусства по более демократичным ценам.
В этом году на маркете было больше живописи и, что еще интереснее, больше новых имен. Причем особое внимание при выборе уделяли более концептуальным авторам. «Улучшилась визуальная составляющая самого маркета: мы специально располагали художников так, чтобы посетители не уставали от визуального шума и не отвлекались от самого искусства. Маркет стал более стильным», — рассказала куратор маркета WIN-WIN Екатерина Савина.
Посетителям, судя по всему, такой подход понравился: по словам опять-таки Екатерины, некоторые участники продали все работы, которые привезли на маркет. Причем покупали и дорогие произведения искусства, которые стоили 200 тыс. рублей и больше.
Никто из theGirl никакие картины и статуэтки с WIN-WIN не унес 😅, зато мы вынесли не менее ценное приобретение. Мы решили, что это событие — отличный повод поговорить с молодыми художниками о современном искусстве и творческой доле собственно художника. Никакие выводы в конце делать не будем, зато будем рады, если ты поделишься своими соображениями в комментариях. Особенно если ты тоже художник. И если не художник — тоже 😁
Ну а сначала давай познакомимся с нашими собеседниками — через их творчество, разумеется. Ведь как еще знакомиться с художниками, верно?
Светлана Растебина (Rastebina), 42 года
Варя Щука, 32 года
Виталий Тюрлик, 35 лет
Лера Амирханян, 33 года
Оля Головешкина, 38 лет
В чем смысл и цель искусства в современном мире? Зачем оно, по-твоему, нужно?
Людям нужно чем-то заниматься и как-то тратить время, создавая или коллекционируя что-либо. Искусство может заполнять пустоты и отвлекать.
Цель искусства в современном мире — доставлять эмоцию. Я стараюсь, чтобы эта эмоция у зрителя была положительной.
Для художника искусство — это способ формулировать и доносить личные открытия и впечатления. А для зрителя — важное приключение, в котором можно получить чувственный и интеллектуальный опыт.
Я бы не бралась обозначать какую-то цель современного искусства, могу говорить лишь за себя. Я занимаюсь искусством, чтобы исцелить себя, и надеюсь, оно сможет исцелить еще кого-то. Я возвращаюсь к тактильному, когда меня поглощает виртуальное. Тут терапевтично все: от самого процесса создания работ, до смыслов каждой работы, которые прорабатывают тебя и со временем становятся неактуальны, потому что там больше не болит.
С моей точки зрения, искусство — это нечто важное, еле уловимое и трудно выразимое с одной стороны, и очень ясное с другой. Ответы на вопросы о смысле и цели искусства можно искать на протяжении очень-очень длительного времени, и для каждого они будут свои. Для меня охота за смыслами и поисками их выражения продолжается.
Говорят, каждое произведение художника отражает его внутреннее я. Насколько это верно? Легко ли считать тебя по твоему творчеству?
Не уверен в том, что это утверждение в целом справедливо, но то, что делаю я сам — на сто процентов идет из моего взгляда на мир и происходящее. Наверное, какой-то свой стиль я тоже выработал.
Здесь, в первую очередь, нужно сделать ремарку, что если мы говорим про творчество, которое не связано с заказчиком (в моем случае это бывает часто), когда работа идет без тз, то, конечно, когда ты начинаешь, задумываешь новую работу, ты берешь идею не с потолка, а, как правило, это какой-то симбиоз твоей насмотренности, твоих мыслей, твоих чувств и того, как ты сейчас себя чувствуешь, то ты и будешь транслировать. Каждый в твоей работе может увидеть еще что-то свое, и это такая матрица, которая увеличивается.
Произведение всегда является продолжением личности художника. Он его создал, и он ответственен за него. И я не исключение.
Не знаю, насколько произведения отражают меня, но то, что я себя с ними отождествляю — совершенно точно. Думаю, это присуще многим художникам, поэтому нас так легко обидеть.
Мне хочется думать, что творчество может многое рассказать зрителю о моем внутреннем устройстве: хаотичность и нелинейное повествование могут говорить о запутанности, о неоднозначности, неправильная композиция с перегруженными и совершенно пустыми местами свидетельствует об этапах упорной работы, перемежающейся с фрустрацией, а сочетание исторической вышивки и современной технологии печати — своего рода поиск баланса между мужским и женским, реальным и виртуальным, тем, что требует полной отдачи и внимания, и тем, что можно получить за секунду, благодаря технологиям.
Произведение художника отражает его внутреннее «я». Если художник честен с собой и с теми, кто за этими произведениями наблюдает. Нам в институте говорили, что идею можно выразить в чем угодно, хоть в арбузах, если вы сумеете ее донести.
Мне проще в данный момент выражаться в лошадях. Еще я люблю фэнтези и компьютерные игры с интересными мирами. Использование розового цвета в моем творчестве — это мой личный маленький бунт против стереотипов. Еще это красиво и про цветы. Красиво — мой второй маленький бунт.
Искусство не обязано быть красивым, но и некрасивым оно быть не обязано. Оно в принципе никому ничего не обязано. При этом мое творчество про жизнь, смерть, корни и некую магию в повседневном мире. Что-то вроде магического реализма, но не совсем.
Может ли художник не творить? (Если проще — бывает ли творческая ломка, если нет возможности, например)
Мне было бы сложно не заниматься любимым делом. Сейчас я провожу время в мастерской в ущерб другим занятиям.
Я считаю, что не может. У тебя всегда есть время. Даже когда кажется, что его нет. Например, это пять минут, когда ты пьешь кофе — ты можешь делать наброски. Ты перед сном всегда в голове о чем-то думаешь, и какие-то образы приходят, действия, которые дальше за собой несут, ты можешь сидеть на пляже и перебирать камешки и все равно складывать их в какие-то свои наработки. Ты можешь просто расставлять предметы, нарезать салат, и это уже будет произведение искусства.
Могу ответить только за себя. Без работы мне становится скучно.
Ломка бывает, когда нужно перейти к новой теме или новому медиуму. Это такой период неопределенности, тревоги и отсутствия понимания, что из этого выйдет. Но творить надо постоянно. Дисциплина определяет результат.
Художник не может не творить. В противном случае он начинает чахнуть. Возможность создать что-то есть почти всегда — весь вопрос в том, из чего оно будет создано и где оно будет храниться. Художник начинается с детства, когда он долго и упорно с самозабвением создает что-то. Я много рисовала, мне было все равно чем и на чем. Еще я делала маленькие книжки с картинками.
А что, собственно, такое художник? Когда человек становится именно художником?
Мне кажется, что мы все своего рода художники. Или не все. И сейчас уже нет настоящих художников. Или они есть. Неизвестно!
Зависит от инстанции. Например, чтобы попасть в Союз художников, нужно выполнить ряд заданий или кто-то скажет: «Ой, ну, если ты художник, где твоя выставка?» Художник — это очень размыто, каждый для себя сам определяет. Я начала ощущать себя художником в тот момент, когда я начала этим зарабатывать, когда это стало моим основным доходом. А так с четырех лет для многих я была странным творческим человеком.
Творчество для всех, в нем много удовольствия и мало ответственности. Художник — это профессия, в которой есть огромное усилие, дисциплина, и автор в ответе за то, что произвел. Для меня это такая же профессия, как и остальные, со своими правилами и входными условиями.
На мой взгляд, художник — это отчаявшийся персонаж, который, перепробовав бесчисленное количество смежных сфер — от дизайна кухонь до татуировок — убедился, что все это не про него. И в конце концов он сдался и рискнул стать художником. С этих пор он никогда не сможет назвать себя профессионалом, потому что каждая новая работа, новый проект ты начинаешь с самого начала.
Я уверена, что «художник» для художника звучит совсем не романтично. Художник отличается от креативного бухгалтера или менеджера тем, что ставит более важные вопросы и более тонко на них отвечает. Возьмем креативного рекламщика, которому надо продать кофе и придумать для этого поэтическую историю, с дедлайном и заказчиком.
Для художника такие задачи, мягко говоря, странненькие. Там нет искусства, внутреннего «я» и невозможности не придумывать поэтических кофейных историй про самый лучший кофе, который добывают в экологически чистых горах самые пушистые белки, чтобы затем продать его потребителю.
«Художник» звучит романтично, но по сути это профессия и способ зарабатывать деньги. В чем тогда принципиальное отличие художника от, скажем, креативного бухгалтера или менеджера? ИИ-художники — это художники? Промпты для генераций в нейросетях — это творчество?
Я не вижу ничего особенно романтичного, думаю, что хороший бухгалтер может стоить нескольких художников. Как и наоборот. ИИ-художники — безусловно, тоже художники, все вокруг может быть творчеством.
Художник — это человек, который работает не по правилам, установленным программой или по правилам данного проекта. Художник — это человек, который творит и создает свои правила, и именно его правила становятся его творческим лицом. ИИ-художники… Конечно же, это тоже художники, потому что нейросеть — это просто современные инструменты выразительности. Они могут быть помощниками, сопутствующими дальнейшей работе. Это как фотошоп, только другого уровня.
Бывает по-разному. В редких случаях ИИ-художники — это художники. Но в большинстве, скорее, операторы, умеющие общаться с нейросетями.
Художник не профессия, а тип личности. И зарабатывает он не тем, что выполняет некие функции, а тем, что исследует себя или мир, превращая это в высказывание. Медиум при этом абсолютно не важен.
ИИ — это ИИ. Сейчас это Франкенштейн, который собирается из кусков произведений художников. Самое неприятное, когда художники находили в работах ИИ части своих подписей на работах. Это такое дно дна, когда больше всего пострадали цифровые художники.
Лично я не думаю, что художник — это про алгоритмы в идеях. Когда ты начинаешь действовать по шаблону, ты заканчиваешься как художник, если это не часть хитрой концепции. Промпты, если это творчество, то, скорее, ближе к литературному творчеству, хотя сложно сейчас об этом рассуждать. Художник сам ищет дорогу, он уязвим и чувствителен. Бывает, что художнику самому не до конца ясно его произведение, которое может ему открыться через пару-тройку лет.
Художник — это более сложная непредсказуемая история. Есть «Ежик в тумане», а есть Мистер Мозгоправ из фильма Бэнкси 2010 года. Художник — это образ жизни, когда на отдыхе ты смотришь идеи и зарисовываешь референсы, вместо фильма слушаешь лекцию или подкаст по искусству, а идеи для работ крутятся в голове круглосуточно.
Художник должен голодать?
Голодать вообще иногда полезно.
Конечно же, нет. Искусство работает, когда вызывает эмоцию — положительную и отрицательную. И если художник будет голодный, что он будет транслировать? Скорее всего, негатив, который он будет дальше нести на зрителя. Если художник будет в ресурсе, выспавшийся, с хорошим настроением, он будет создавать положительную эмоцию.
Никогда.
Художник будет голодать, как любой другой человек, если плохо адаптирован к жизни, к социуму, если не умеет приспосабливаться.
Голодать в этом мире никто не должен — это первое и самое важное. Если художнику не будет хватать денег, он будет вынужден работать дополнительно в другом месте. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на творческие поиски времени у него будет гораздо меньше. Потом нужны материалы для творчества. Предположим, что какие-то доски с фанерой мы найдем на помойке, но краски мы там точно не обнаружим. Хорошие краски стоят дорого. Допустим, мы купим дешевые краски, создадим произведение, продадим его, человек повесит его на стену, а далее эти дешевые краски выгорят или как-то нехорошо поменяют цвет. И потом коллекционеры будут бегать за голодным художником с вилами и факелами.
Конечно, художник не всегда про краски, но деньги на материалы для создания работ ему все равно нужны. Мне, к примеру, нужна хорошая бумага и профессиональные пастельные карандаши, можно еще добавить ткань и бусики для экспериментов. Недавно у меня была совместная работа с 3D-художником, для которой понадобился 3D-принтер и расходники для него. Художник не должен быть заложником маленьких бюджетов.