Аниме «Унесенные призраками» в 2002 году получил премию Берлинского кинофестиваля, что свидетельствует о значимости и невероятной популярности японских сериалов. Уже долгое время тайтлы из Страны восходящего солнца являются неотъемлемым культурным пластом, объединяющим людей по всему миру.
По знаменитым аниме снимают фильмы, сериалы, а также выпускают документалки. Если ты думаешь, что японские мультипликации — относительно новое понятие, то ты ошибаешься, так как у этого жанра очень богатая история возникновения, которая тянется с давних лет. На сегодня существует огромное количество анимаций на любой вкус и цвет! Чтобы узнать об аниме все и даже больше, оставайся с нами и читай наш подробный гид 👇
Что такое аниме?
Аниме — это особый вид мультипликации, созданный или вдохновленный японской анимацией. Это рисованная или компьютерная форма искусства, где события разворачиваются в фантастическом мире. Оно отличается от других мультиков не только визуальной составляющей, но и нестандартным подходом к изображению персонажей.
Один из самых узнаваемых атрибутов японских тайтлов — непропорционально большие глаза героев, которые японцы позаимствовали у Disney (Микки Маус и Бэмби). Со временем добавилось еще множество нестандартных приемов и ходов: увеличение головы в размерах, когда персонаж злится или сильно смеется, разноцветные волосы и тд. Также аниме отличается тем, что в начале каждого эпизода нам напоминают, о чем шла речь в предыдущем.
Как аниме покорило мир?
Первые японские анимации
Самая старая и известная анимация в истории Японии, созданная в 1907 году, получила название «Кацудо Сясин». К сожалению, неизвестно, кто является автором этой работы. Кадры были обнаружены 31 июля 2005 года преподавателем Осакского университета искусств Нацуки Мацумото в семейном проекторе в Киото среди множества работ иностранных мультипликаторов.
Более успешная попытка создать что-то похожее на аниме в классическом его понимании была предпринята в 1958-м. Первая цветная и звуковая анимация в истории получила название «Легенда о Белой змее» — настоящая и поучительная сказка о любви. Посмотрев этот сериал, сейчас ты подумаешь, что наткнулась на рисовку советского мультика по типу «Золотой антилопы».
1950-1960-е годы
После окончания войны 1945 года Япония находилась в упадке. В культуру начали вливаться американские мультики, такие как «Микки Маус», «Дональд Дак» и «Супермен». Именно тогда возникла необходимость привнести в культуру что-то свое, пускай и по зарубежному образцу. Так были созданы первые анимационные студии Ниппан Дога и Тоха Эйга.
Ситуация изменилась лишь в 1956 году с появлением студии Toei Animation. Она начала выпускать качественные аниме, в числе которых почетное место занимает знаменитая мультипликация Осаму Тэдзука «Могучий Атом». Именно с этой работы началось бурное развитие японских сериалов по сегодняшним канонам.
1970-е годы
К 70-м годам аниме-индустрия обрела популярность и стала прибыльной, но пока только в Японии. В этот период уже снимали первые сериалы с антигероями, развивалось кодомо-аниме, а также появились такие жанры, как меха, сёдзё и махо-сёдзе (подробнее о каждом из них поговорим ниже). В эти же годы свою карьеру начинали знаменитые режиссеры: Хаяо Миядзаки, Осаму Дэдзаки, Ёсиюки Томино, Мамору Осии и Ёсиаки Кавадзири.
Самыми выдающимися работами этих лет принято считать следующие анимации: «Люпен III», над которой работали Миядзаки и Такахата, «Хайди — девочка Альп», получившая мировую известность, «Дораэмон», «Мазингер Зет» — первое аниме в жанре меха, а также один из первых сериалов на любовную тематику — «Роза Версаля». Именно эти аниме в полной мере отражают новшества, появившиеся в культуре 70-х годов.
1980-1990-е годы
1980-е годы принято считать Золотым веком для аниме-индустрии. Поклонников подобных сериалов становится все больше, а сам жанр постепенно выходит на мировой рынок. Активно начинают снимать не только сериалы, но и полнометражные фильмы. Режиссеры стали работать над первыми фантастическими комедиями («Несносные пришельцы»), а также появлялись работы с полноценными компьютерными спецэффектами («Голго 13»).
Культовыми работами данных лет стали аниме Миядзаки: «Мой сосед Тоторо», «Небесный замок Лапута», «Ведьмина служба доставки», которые до сих пор пользуются спросом у поклонников жанра. Также появился новый стиль под названием «каваи» — концепция, которая подразумевает невинность, обаятельность, ребячество и распространяется на все сферы японского общества. В аниме стали появляться девушки с большими глазами и бойким характером, а парней впервые начали показывать слабохарактерными.
2000-2010-е годы
Производство аниме-сериалов в эту эру выходит на новый уровень! Появляется термин «отаку», который описывает человека, увлекающегося чем-либо (можно сравнить с названиями фандомов известных k-pop групп). Теперь японцам под силу любая графика и не страшны никакие жанры, поэтому культура обретает независимость и пользуется огромнейшим спросом по всему миру (в том числе и в России).
«Наруто», «Блич», «Ван-Пис», «Клинок, рассекающий демонов», «Тетрадь Смерти», «Атака Титанов» и «Ванпанчмен» — мастодонты 2000-2010-х годов. Это так называемая нестареющая классика, с которой стоит начинать знакомство с японскими тайтлами. Поклонников у каждого аниме настолько много, что по ним снимают сериалы в Голливуде, продают с изображениями персонажей различный мерч, а также создают документальное кино.
Какие жанры аниме бывают?
Жанры аниме по целевой аудитории
Детское аниме (кодомо). Жанр наиболее близок к западной анимации и рассчитан на детей в возрасте до 12 лет. Кодомо отличается незамысловатым сюжетом, простыми и веселыми персонажами. Примеры: «Пчелка Майя», «Дораэмон» и «Покемоны».
Сёнен. Жанр рассчитан на юношей от 12 до 18 лет. Как правило, это динамичные истории с большим изобилием боевых и юмористических сцен. Сюжет в сёнен построен на ценностях мужской дружбы, товариществах и соперничествах. Примеры: «Блич», «Наруто» и «Магическая битва».
Сёдзё. Аниме для молодых девочек, где в большей мере преобладает романтика. Юноши в таких сериалах показаны благородными и воспитанными кавалерами. Есть еще поджанр сёдзё, который называется махо-сёдзё. Отличие лишь в том, что здесь девушки обладают магическими способностями. Примеры: «Сейлор Мун», «Рыцарь-вампир».
Сэйнэн. Жанр для более широкого возрастного диапазона. Такие истории рассчитаны на мужчин от 18 до 40 лет. Такое аниме подразумевает сложные и мрачные сюжеты, наличие эротики и кровавых сцен. Примеры: «Берсерк», «Пираты Черной лагуны».
Дзёсэй. То же самое, что и сэйнэн, только для девушек и женщин. Анимации подобного жанра рассказывают о любви, отношениях с противоположным полом и семейных проблемах. Примеры: «Мед и Клевер», «Ателье „Paradise Kiss“».
Жанры аниме по антуражу и технологиям
Меха. Это разновидность аниме, повествующая о гигантских боевых человекоподобных машинах. Примеры: «Евангелион», «Небесный замок Лапута».
Хентай/Этти. Жанр, повествующий об историях эротического содержания. Для него характерны нагота, сексуальные действия и демонстрирование нижнего белья. Примеры: «Маг-целитель: Новый старт», «Межвидовые рецензенты»
Добуцу. Главные герои добуцу — реальные или мифические животные наделенные человеческими чертами. Примеры: «Мой сосед Тоторо», «Возвращение кота».
Икудзи. Цель икудзи — изобразить методы и трудности воспитания, а также способы проявления заботы к родному или приемному ребенку. Примеры «Брошенный кролик», «Ради своей дочери я смогу победить короля демонов».
Исэкай. Сюжет повествует о герое, который неким образом попадает в иной для него мир. Примеры: «Re: Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире», «Мастер муси» и «Великая небесная стена».
Кайто. Жанр уникален тем, что главные герои — это таинственные воры, обладающие мастерством иллюзии и маскировки. Пример: «Волшебник Кайто 1412».
Отаку. В центре сюжета находится повседневная жизнь человека, чем-то очень сильно увлекающегося. Пример: «Так сложно любить отаку».
Почему есть стереотип, что аниме исключительно для детей?
Вся наша жизнь построена на предубеждениях, так как люди любят делать преждевременные выводы, не ознакомившись с сутью. Стереотип о том, что аниме смотрят только дети, пошел с мультипликаций «Пчелка Майя» и «Покемоны». Наивный сюжет, слащавые герои, легкость и непринужденность во всем зачастую наталкивают нетизенов на такие мысли. Однако если мама или папа, например, посмотрят эпизод «Ван-Писа», то у них все равно сложится впечатление, что такой сюжет годится только для школьников-авантюристов.
Но разве те же советские мультики по типу «Ну, Погоди!» или «Чебурашки» не могут чему-то научить? Взрослые, напротив, приучают детей с раннего возраста к поучительным историям, где есть хоть какая-то мораль. Нужно всего лишь впустить в свою жизнь что-то новое, и именно тогда получится разглядеть глубокий смысл, который японские режиссеры вкладывают в свои шедевры.
Создатели лучших аниме
Производство успешного аниме требует совместных усилий всех видов профессионалов отрасли, включая сценаристов, актеров озвучивания, продюсеров, аниматоров и многих других. Все участники этого непростого процесса заслуживают внимания, однако мы подробнее остановимся на работе режиссеров, которые вписали свое имя в японскую культуру и внесли неоценимый вклад в развитие индустрии.
Осаму Тэдзука
Известные работы: «Астробой», «Император джунглей» и «Принцесса-рыцарь»
Осаму Тэдзуку можно по праву называть Уолтом Диснеем от мира аниме. Его до сих пор считают одним из самых известных режиссеров всех времен, чьи работы внесли значительный вклад в индустрию. Он начал свою карьеру в 17 с манги «Дневник Ма-чана» и проработал так в течение нескольких лет, прежде чем перешел в анимацию. Осаму основал студию Tezuka Productions, которую спустя год переименовали в Mushi Productions, где Тэдзуку отвечал за режиссуру культового аниме-сериала «Астробой».
Кацухиро Отомо
Известные работы: «Акира», «Воспоминания о будущем» и «Стимбой»
Кацухиро Отомо — создатель новаторского и уже ставшего классикой аниме «Акира» 1998 года, прославившееся благодаря невероятной по тем временам техникой анимации. Даже в наше время такой метод недостижим для современных студий. Отомо не только отвечал за режиссуру мультипликации, он также нарисовал мангу, которая легла в основу адаптации. Помимо своего главного произведения, Кацухиро руководил множеством других проектов, начиная от «Воспоминания о будущем» и заканчивая художественным фильмом «Мастер Муси».
Мамору Осии
Известные работы: «Призрак в доспехах», «Полиция будущего» и «Несносные пришельцы»
Мамору Осии срежиссировал одно из самых известных аниме в мире — «Призрак в доспехах». Это произведение принесло ему уважение многих профессионалов не только в Японии, но и за ее пределами, таких как Джеймс Кэмерон и сестры Вачовски. С 1977 он получил множество наград и поработал над проектами почти в каждом жанре. Он также стал пионером концепции OVA, создав «Даллас» — первое аниме в этом стиле. Мамору часто сотрудничает со студией Production I. G. и музыкальным композитором Кэндзи Каваем, без которого, как режиссер утверждает, его карьера сложилась бы намного хуже.
Хаяо Миядзаки
Известные работы: «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке» и «Ходячий замок»
Кажется, даже люди далекие от мира аниме знают этого режиссера и знакомы с его культовыми работами. Миядзаки основал студию Ghibli вместе со своим партнером Исао Такахатой, с которым познакомился во время работы в Toei Animation. На его счету целый ряд знаковых фильмов и сериалов, многие из которых показывают волевых женских персонажей, скрупулезно детализированные фоны и сюжеты с акцентом на экологизм. «Унесенные призраками» — это одно из самых кассовых аниме, за которое Хаяо Миядзаки к тому же получил «Оскар».
Сатоси Кон
Известные работы: «Идеальная грусть», «Паприка» и «Агент паранойи»
Работы Сатоси Кона отличаются своей уникальностью и особым подходом к искусству. Часто слишком сюрреалистичные его аниме полагаются на символизм, через который доносится главная идея произведения. Из-за этого многие его работы очень трудно понять. Несмотря на то что Сатоси известен больше как режиссер, свой путь он начинал в качестве мангаки. Кон не разменивается на проходные образы в своих мультипликациях и создает отчасти пугающие и виртуозные тайтлы.
Синъитиро Ватанабэ
Известные работы: «Ковбой Бибоп», «Самурай Чамплу» и «Космический Денди»
Синъитиро Ватанабэ начинал свою карьеру в студии Sunrise, где он был сорежиссером аниме «Макросс Плюс». Затем он сольно дебютировал с очень популярной на данный момент работой «Ковбой Бибоп», которая принесла ему признание во всем мире. Для своих тайтлов Синъитиро пользуется разными музыкальными жанрами: «Бибоп», например, вдохновлен джазом, в то время как «Самурай Чамплу» хип-хопом. Хотя большинство его аниме — научно-фантастические истории, есть также мультипликации о подростковой дружбе.
Макото Синкай
Известные работы: «Твое имя», «Пять сантиметров в секунду» и «Сад изящных слов»
Макото Синай — самый успешный аниме-режиссер нынешних времен. Создатель самого кассового фильма в истории «Твое имя», за который он получил широкую известность во всем мире. Синай занимается аниме с 1999 года, и его первая картина — «Она и ее кот». Мультипликация завоевала множество наград, проложив режиссеру дорогу в индустрию. Заручившись поддержкой для еще одного проекта от Manga Zoo, Макото ушел из компании по производству видеоигр Falcom и целиком погрузился в аниме. Основной сегмент работ рассказывает о влюбленных героях, которые проходят через трудности вместе.
Какие аниме посмотреть новичку?
Список может ранжироваться просто бесконечно! Для многих важно начинать знакомиться с проверенной классикой. У таких аниме, как правило, безупречная репутация и огромное количество фанатов. Для подобного зрителя отлично подойдут «Наруто», «Ван-пис», «Клинок, рассекающий демонов», «Берсерк», «Атака титанов», «Тетрадь смерти», «Магическая битва» и многие другие.
Однако все перечисленное относится к жанру сёнэн и больше подходит для мужской аудитории. Если ты хочешь чего-то более легкого и универсального, существует совершенно другой сегмент культовых аниме: «Твое имя», «Мой сосед Тоторо», «Сейлор Мун», «Семья шпиона», «Великая небесная стена», «Сад изящных слов» и тд. Чтобы выбрать, что посмотреть в первую очередь, сначала ознакомься со всеми жанрами и пойми, какие истории тебе ближе. Так будет намного проще определиться в выборе и погрузиться в мир аниме полностью и бесповоротно.