Как стать художником-аниматором? Практические советы от эксперта Чемпионата ArtMasters — 2023
Фото
ArtMasters | Vadim Frantsev
Алёна Оятьева
креативный продюсер «Союзмультфильм» и главный эксперт Чемпионата ArtMasters

Кто такой художник-аниматор? 

Художник-аниматор или мультипликатор — это рисующий актер. Как актер на сцене или в кино, он одушевляет персонажа, вдыхает в него жизнь, пластику, эмоции. Аниматор может одушевить любой предмет и наделить его характером, будь это табуретка или зубная щетка. Предметы, без которых невозможно стать аниматором, — это скетчинг (быстрые наброски), актерское мастерство и классическая анимация. 

Из чего состоит профессия художника-аниматора?  

Художник-постановщик создает персонажа, которого утверждает режиссер фильма или сериала, далее передает художнику-аниматору, чтобы одушевить его. Актеров озвучивания записывает режиссер. Под эти реплики художник-аниматор анимирует движения, артикуляцию, наделяет диалог необходимой драматургией. Сцена может быть и без диалога, например, с музыкой. 

Как стать художником-аниматором? Практические советы от эксперта Чемпионата ArtMasters — 2023
Фото
ArtMasters | Vadim Frantsev

Что должен уметь художник-аниматор?

Художник-аниматор должен быть наблюдательным. Например, мы видим сцену, как на скамейке сидит человек и что-то читает. Мультипликатору нужно так его одушевить, чтобы мы поняли, что именно читает этот человек: юмористический рассказ, грустное или любовное письмо, а может, трагическую историю? Аниматор наблюдает за всем: за явлениями природы, людьми, животными. Он постоянно изучает окружающий мир. 

Необходимо освоить компьютерные программы. Я работаю в «Союзмультфильме». Последние шесть лет в 2D-анимации мы работаем в программных пакетах Toon Boom, Adobe Animate, Moho. 3D-анимация, как правило, производится в программе Maya. 

Как стать художником-аниматором? Практические советы от эксперта Чемпионата ArtMasters — 2023
Фото
ArtMasters | Vadim Frantsev

Сейчас довольно много несложных программ, в которых можно сделать простое движение. Если ты начинающий аниматор, можно и на телефоне снять движение по кадрам и затем интересно сложить. Все зависит от задачи, которая перед тобой стоит, и зрителя, для которого ты создаешь фильм. Есть маленький зритель, есть взрослый, семейная аудитория, профессиональная… 

Но главное в создании фильма не техника и не программа (это всего лишь инструменты в руках художника), а история, которую ты хочешь рассказать зрителю.

Нужно изучить основы классической анимации. Она состоит из механических и физических движений, походки людей, мужчин, женщин, ребенка, полета птицы, походок животных, кошки, лошади, медведя и т.д. С этого начинается понимание профессии. Сверхзадача для аниматора — создать игру персонажей или простое движение огня так, чтобы все в это поверили и хотели пересмотреть.

Как стать художником-аниматором? Практические советы от эксперта Чемпионата ArtMasters — 2023
Фото
ArtMasters | Vadim Frantsev

А на каких аниматоров стоит ориентироваться?  

Когда-то давно, в 90-ые, я увидела фильм Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством» и поняла, что хочу попробовать хоть на одну десятую приблизиться к этому виду искусства.  Бёртон, и аниматор, и кинематографист, довольно редкое и уникальное явление. Я бы посоветовала обратить внимание на всех аниматоров, которые с ним работают. 

Источник
фрагмент из мудьтфильма «Кошмар перед Рождеством»

Люблю фильмы британской студии Aardman Animations — это Ник Парк, лауреат премии «Оскар» за мультфильмы «В мире животных», «Неправильные штаны», «Стрижка «под ноль», «Проклятие кролика-оборотня». И Парк, и Бёртон — это кукольная анимация, прародитель современной 3D-анимации. 

Есть еще один фильм, живущий в моем сердце с середины 90-ых — «День рождения Боба» (реж. Элисон Сноуден и Дэвид Файн). Это рисованная 2D-анимация, получившая в 1993 году «Оскар». Персонажи, на первый взгляд, очень простые, по графике минимализм, но характеры, игра созданы с хирургической точностью, и очень смешно. 

Как стать художником-аниматором? Практические советы от эксперта Чемпионата ArtMasters — 2023
Фото
кадр из мультфильма «День рождения Боба»

Из российских. В кукольной анимации — это, прежде всего, Юрий Борисович Норштейн, мастер движения, который одушевил Чебурашку и 38 попугаев. В рисованной — режиссер, художник и сценарист мультипликационного кино Федор Савельевич Хитрук. Кстати, раньше аниматорам давали звания «Народный артист» или «Заслуженный артист», потому что это действительно актерская профессия. 

Как стать художником-аниматором? Практические советы от эксперта Чемпионата ArtMasters — 2023
Фото
кадр из мультфильма «38 попугаев»

Но здесь я бы хотела отметить еще одну особенность анимационного кино. Анимация — это всегда утрированная природа вещей, гротеск, гипертрофированная ситуация. Очень важно изучить такой прием, как гэг (шутка), а гэг в анимации требует особого внимания. Именно поэтому среди настольных «фильмов» художников-аниматоров, режиссеров и сценаристов анимационного кино всегда можно найти фильмы Чарли Чаплина и Бастер Китона. Возможно, Чаплин и сам не знал этого, но в душе он был настоящим мультипликатором. Представь его фильмы в анимационном воспроизведении. 

Где можно выучиться на художника-аниматора?  

Из вузов в Москве я бы посоветовала ВГИК, Институт кино и телевидения, Школу дизайна НИУ ВШЭ. Если говорить про онлайн-образование, то это онлайн-школа аниматора пластилиновой анимации Сергея Меринова Merinov Animation School и онлайн-школа Animation Club. Есть сайт ассоциации анимационного кино России aakr.ru и открытого анимационного фестиваля в Суздале suzdalfest.ru, здесь можно найти много полезной и актуальной информации о современной анимации в нашей стране.

Помимо этого, я бы обратила внимание на многочисленные и разнообразные проекты и конкурсы, например, Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters. Уже не первый год у ребят есть возможность соприкоснуться с профессией, познакомиться как со сверстниками-коллегами, так и с мастерами профессионалами.

По итогам ArtMasters всем финалистам предлагают практику в профессиональных студиях, например, в Союзмультфильме. У каждого появляется возможность зарекомендовать себя на практике и, возможно, трудоустроиться. 

С несколькими финалистами я лично работаю над сериалом «Оранжевая Корова» студии «Союзмультфильм» в качестве режиссеров — это Василиса Тикунова и Анна Кузина. Еще две финалистки — Ульяна Цвиркун и Анастасия Андреева — заканчивают работу над своими авторскими фильмами.