Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

theGirl

В свои 82 года Хаяо Миядзаки все никак не может выйти на пенсию — внуки и фанаты не позволяют. Аниматор несколько раз порывался уйти в отставку, но каждый раз возвращался к творчеству, потому что оно стало для него синонимом самой жизни. Благодаря его произведениям мир полюбил аниме. Даже те, кто никогда не засматривались японскими многосерийными тайтлами, уж точно наслышаны о полнометражных шедеврах Миядзаки.

Хаяо Миядзаки в 2014 получил внеконкурсную премию Академии кинематографических искусств и наук «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая её безграничный потенциал». Еще один «Оскар» режиссеру принес мультфильм «Унесенные призраками» в 2003 году. Количество наград, завоеванных Миядзаки в родной стране вообще невозможно сосчитать. Так в чем его феномен?

Мультфильмы без возрастного ограничения

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото
КиноПоиск

Аниматор не раз говорил, что создает свои шедевры о детях и для детей, но это не делает аниме Миядзаки развлечением для малышей. Добрые и трогательные истории о приключениях героев мультфильмов были тепло приняты людьми самых разных поколений.

Фокус в том, что человек определенного возраста увидит в каждом анимационном фильме что-то свое. Кстати, поэтому мы советуем пересматривать работы Миядзаки по мере взросления — столько новых смыслов для себя откроешь!

Простота + нереальность

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Возвращение кота»

Большинство героев Хаяо Миядзаки — обычные люди. В протагонистах заложены качества, которые раскрываются по мере просмотра мультфильмов, и часто это самые простые черты, которые должны быть у каждого человека: любопытство, сострадание, доброта, дружелюбие, искренность, самоотверженность и многие другие. Редко у кого вдруг открываются сверхспособности, как это принято в других кино.

С персонажами японского аниматора происходят невероятные приключения, часто связанные с волшебством. Его любимый прием — заставить героев снимать проклятие или познакомиться с какой-то доброй магией. Все проблемы реальной жизни уходят на второй план при просмотре фантастических историй Миядзаки. Режиссер подарил возможность почувствовать себя кем угодно (хоть стать подругой кота Барона в «Возвращении кота», хоть возлюбленной Хаула в «Ходячем замке»), и при этом остаться самой собой.

Понятно о сложном

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Ветер крепчает»

Раз Хаяо Миядзаки решил, что его творения ориентированы на детей, не удивительно, что они выполняют еще и воспитательную функцию. Только вот не всегда понятно, кого именно режиссер решил наставлять. Иногда кажется, что его мультфильмы и взрослым напоминают простые истины и пытаются вернуть на путь добродетели.

Взять, например, шедевр «Ветер крепчает», который увидел мир в 2013 году. Казалось бы, мультик о детской мечте и о том, что надо стремиться к ее воплощению несмотря ни на что. Но здесь счастье от реализации идей одного превращается в страдание миллионов других, раскрывается темная сторона технического прогресса, поднята проблема сложности жизни людей с тяжелыми заболеваниями.

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Принцесса Мононоке»

История «Принцесса Мононоке» не менее поразительная. Там не только призывы к защите окружающей среды, но и констатация неутешительного факта существования неразрешимых конфликтов и неизбежный войн. К тому же, события мультфильма происходят в эпоху Муромати (середина XVI века), когда в Японии начало появляться огнестрельное оружие, и проблема его использования во вред тоже поднята в анимационном фильме.

Никаких пышных церемоний и гаджетов

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Ходячий замок»

Хаяо Миядзаки не любитель появляться в светском обществе, посещать заумные встречи и популярные премии. Конечно, по зову долга на нескольких все же пришлось побывать, на том же «Оскаре», например, но вообще аниматор предпочитает природные просторы душным конференц-залам. Должны признаться, это только добавляет ему исключительности.

Из своих путешествий Миядзаки привозит зарисовки, иногда даже раскадровки к будущим анимационным фильмам. В общем, как и многих художников, природа вдохновляет Хаяо. Интересно, что в вопросе рисования режиссер старомоден — часто делает наброски на бумажных носителях. Поразительно для нашей диджитал-эпохи с огромными возможностями графических планшетов, но зато творения Хаяо Миядзаки выходят более душевными и прочувствованными.

Островок безопасности

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Мой сосед Тоторо»

Отметим еще одну особенность, за которую мультфильмы Хаяо Миядзаки так полюбились зрителям. Каждое аниме отправляет нас в чудесную страну детства, где почти всегда случается хэппи энд. Какие бы опасности не вставали на пути героев анимационных фильмов, всегда есть верные друзья, добрые духи и волшебные животные, которые подадут руку (или лапу) помощи.

Детская непосредственность персонажей, яркие фантастические миры и невероятно красивая уникальная рисовка аниме погружают в ощущение комфорта, спокойствия и приятных эмоций. То, что нужно иногда каждому из нас, верно? Мультфильмы Хаяо Миядзаки никогда не напугают и не разочаруют. Включив любой из них, ты можешь быть уверена в увлекательном и расслабляющем времяпрепровождении.

Лучшие аниме Хаяо Миядзаки

Мы уже назвали тебе некоторые полнометражки, но давай расскажем о пяти, которые не успели упомянуть. Не сомневайся, каждый фильм покажется тебе шедевром, это же творения великого аниматора, в конце концов.

Навсикая из долины ветров (1984)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Навсикая из долины ветров»

В будущем на Земле случилась ужасная экологическая катастрофа. Почти вся планета оказывается покрыта лесами с ядовитыми спорами, появились страшные насекомоподобные монстры, а уцелевшие люди пытаются жить в зонах, куда буйная растительность еще не добралась.

Долиной ветров правит смелая принцесса Навсикая. Ее воинственно-настроенные соседи решают воссоздать оружие, которое погубило прошлые цивилизации. Чтобы спасти новый мир, ей придется исполнить древнее пророчество и показать всем, что гармония с природой необходима для выживания человечества.

Небесный замок Лапута (1986)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Небесный замок Лапута»

Таинственный летающий остров наполненный то ли несметными сокровищами, то ли мощным оружием, давно стал легендой. Найти его можно только с помощью волшебного артефакта — Летающего камня. Этот талисман находится у девочки Ситы, которая становится объектом охоты пиратов и правительственных агентов.

Она спасается от пиратов с помощью мальчика Пазу, который прячет ее в своем доме в шахтерском поселке. Теперь друзья должны найти дорогу в небесный замок и не дать врагам захватить мощное орудие Лапуты — кольцевую молнию, столь же сильную, что привычное нам ядерное оружие.

Ведьмина служба доставки (1989)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Ведьмина служба доставки»

Добрая история о непоседливой ведьмочке Кики. В возрасте 13 лет каждая ведьма должна уехать на год в другой город и пожить там среди простых людей, помогая им своей магией. Профессиональных навыков у Кики почти нет, зато она умеет летать на метле. Неплохо для начала.

В городе Корико своей волшебницы нет, так что Кики останавливает свой выбор на нем и вскоре открывает службу доставки разных вещей по воздуху. В какой-то момент девочка теряет волшебную силу, что заставляет ее задуматься о своем призвании и пережить творческий кризис. Но ради спасения друга Томбо маленькой ведьме приходится прибегнуть к магии, помочь мальчику, а заодно получить признание горожан.

Рыбка Поньо на утесе (2008)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Рыбка Поньо на утесе»

Дочь колдуна и невероятно красивой морской богини уплывает из дома, чтобы понаблюдать за жизнью людей. Маленькая любознательная Поньо не успевает и оглянуться, как попадает в передрягу — ее выбрасывает на берег, где рыбку находит пятилетний Сосуке. Он живет со своей мамой в доме на утесе с видом на море и постоянно скучает по папе, капитану рыболовецкого судна.

Малыши становятся близкими друзьями, хотя они ничего не знают о мирах друг друга и не могут поговорить. Сосуке везде берет Поньо с собой, показывает ей обыденную человеческую жизнь, рассказывает разные истории. Так ребята постепенно привязываются друг к другу. Любящий отец Поньо хочет вызволить дочку из людсих рук, но у рыбки теперь только одна мечта — стать человеком.

Ариэтти из страны лилипутов (2010)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото

Кадр из аниме «Ариэтти из страны лилипутов»

Невероятный секретный мир крошечных существ таится прямо рядом с людьми. Они пользуются человеческими вещами по мере необходимости, поэтому зовут себя добывайками, только вот не показываются на глаза, ведь это обернется для маленького народца большими проблемами.

Однажды Ариэтти — представительницу лилипутов — замечает 12-летний мальчик Сё. Он наблюдал, как кошка гоняет кого-то в траве, а потом к охоте присоединяется и ворон. Подросток не успевает разглядеть кроху, но точно понимает, что видел. Позже Ариэтти выбирается с отцом на миссию, чтобы стать настоящей добывайкой. Несмотря на запрет, она знакомится с Сё. Сможет ли дружба снять запрет на общение между лилипутами и людьми?