Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?

В свои 82 года Хаяо Миядзаки все никак не может выйти на пенсию — внуки и фанаты не позволяют. Аниматор несколько раз порывался уйти в отставку, но каждый раз возвращался к творчеству, потому что оно стало для него синонимом самой жизни. Благодаря его произведениям мир полюбил аниме. Даже те, кто никогда не засматривались японскими многосерийными тайтлами, уж точно наслышаны о полнометражных шедеврах Миядзаки.

Хаяо Миядзаки в 2014 получил внеконкурсную премию Академии кинематографических искусств и наук «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая её безграничный потенциал». Еще один «Оскар» режиссеру принес мультфильм «Унесенные призраками» в 2003 году. Количество наград, завоеванных Миядзаки в родной стране вообще невозможно сосчитать. Так в чем его феномен?

Мультфильмы без возрастного ограничения

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото
КиноПоиск

Аниматор не раз говорил, что создает свои шедевры о детях и для детей, но это не делает аниме Миядзаки развлечением для малышей. Добрые и трогательные истории о приключениях героев мультфильмов были тепло приняты людьми самых разных поколений.

Фокус в том, что человек определенного возраста увидит в каждом анимационном фильме что-то свое. Кстати, поэтому мы советуем пересматривать работы Миядзаки по мере взросления — столько новых смыслов для себя откроешь!

Простота + нереальность

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото
«Возвращение кота» (2002)

Большинство героев Хаяо Миядзаки — обычные люди. В протагонистах заложены качества, которые раскрываются по мере просмотра мультфильмов, и часто это самые простые черты, которые должны быть у каждого человека: любопытство, сострадание, доброта, дружелюбие, искренность, самоотверженность и многие другие. Редко у кого вдруг открываются сверхспособности, как это принято в других кино.

С персонажами японского аниматора происходят невероятные приключения, часто связанные с волшебством. Его любимый прием — заставить героев снимать проклятие или познакомиться с какой-то доброй магией. Все проблемы реальной жизни уходят на второй план при просмотре фантастических историй Миядзаки. Режиссер подарил возможность почувствовать себя кем угодно (хоть стать подругой кота Барона в «Возвращении кота», хоть возлюбленной Хаула в «Ходячем замке»), и при этом остаться самой собой.

Понятно о сложном

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото
«Ветер крепчает» (2013)

Раз Хаяо Миядзаки решил, что его творения ориентированы на детей, не удивительно, что они выполняют еще и воспитательную функцию. Только вот не всегда понятно, кого именно режиссер решил наставлять. Иногда кажется, что его мультфильмы и взрослым напоминают простые истины и пытаются вернуть на путь добродетели.

Взять, например, шедевр «Ветер крепчает», который увидел мир в 2013 году. Казалось бы, мультик о детской мечте и о том, что надо стремиться к ее воплощению несмотря ни на что. Но здесь счастье от реализации идей одного превращается в страдание миллионов других, раскрывается темная сторона технического прогресса, поднята проблема сложности жизни людей с тяжелыми заболеваниями.

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото
«Принцесса Мононоке» (1997)

История «Принцесса Мононоке» не менее поразительная. Там не только призывы к защите окружающей среды, но и констатация неутешительного факта существования неразрешимых конфликтов и неизбежный войн. К тому же, события мультфильма происходят в эпоху Муромати (середина XVI века), когда в Японии начало появляться огнестрельное оружие, и проблема его использования во вред тоже поднята в анимационном фильме.

Никаких пышных церемоний и гаджетов

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото
«Ходячий замок» (2004)

Хаяо Миядзаки не любитель появляться в светском обществе, посещать заумные встречи и популярные премии. Конечно, по зову долга на нескольких все же пришлось побывать, на том же «Оскаре», например, но вообще аниматор предпочитает природные просторы душным конференц-залам. Должны признаться, это только добавляет ему исключительности.

Из своих путешествий Миядзаки привозит зарисовки, иногда даже раскадровки к будущим анимационным фильмам. В общем, как и многих художников, природа вдохновляет Хаяо. Интересно, что в вопросе рисования режиссер старомоден — часто делает наброски на бумаге. Поразительно для нашей диджитал-эпохи с огромными возможностями графических планшетов, но зато творения Хаяо Миядзаки выходят более душевными и прочувствованными.

Островок безопасности

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?
Фото
«Мой сосед Тоторо» (1988)

Отметим еще одну особенность, за которую мультфильмы Хаяо Миядзаки так полюбились зрителям. Каждое аниме отправляет нас в чудесную страну детства, где почти всегда случается хэппи энд. Какие бы опасности не вставали на пути героев анимационных фильмов, всегда есть верные друзья, добрые духи и волшебные животные, которые подадут руку (или лапу) помощи.

Детская непосредственность персонажей, яркие фантастические миры и невероятно красивая уникальная рисовка аниме погружают в ощущение комфорта, спокойствия и приятных эмоций. То, что нужно иногда каждому из нас, верно? Мультфильмы Хаяо Миядзаки никогда не напугают и не разочаруют. Включив любой из них, ты можешь быть уверена в увлекательном и расслабляющем времяпрепровождении.

Лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки

Мы уже назвали тебе некоторые полнометражки, но давай расскажем о пяти, которые не успели упомянуть. Не сомневайся, каждый фильм покажется тебе шедевром, это же творения великого аниматора, в конце концов.

Навсикая из долины ветров (1984)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?

В будущем на Земле случилась ужасная экологическая катастрофа. Почти вся планета оказывается покрыта лесами с ядовитыми спорами, появились страшные насекомоподобные монстры, а уцелевшие люди пытаются жить в зонах, куда буйная растительность еще не добралась.

Долиной ветров правит смелая принцесса Навсикая. Ее воинственно-настроенные соседи решают воссоздать оружие, которое погубило прошлые цивилизации. Чтобы спасти новый мир, ей придется исполнить древнее пророчество и показать всем, что гармония с природой необходима для выживания человечества.

Небесный замок Лапута (1986)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?

Таинственный летающий остров наполненный то ли несметными сокровищами, то ли мощным оружием, давно стал легендой. Найти его можно только с помощью волшебного артефакта — Летающего камня. Этот талисман находится у девочки Ситы, которая становится объектом охоты пиратов и правительственных агентов.

Она спасается от пиратов с помощью мальчика Пазу, который прячет ее в своем доме в шахтерском поселке. Теперь друзья должны найти дорогу в небесный замок и не дать врагам захватить мощное орудие Лапуты — кольцевую молнию, столь же сильную, что привычное нам ядерное оружие.

Ведьмина служба доставки (1989)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?

Добрая история о непоседливой ведьмочке Кики. В возрасте 13 лет каждая ведьма должна уехать на год в другой город и пожить там среди простых людей, помогая им своей магией. Профессиональных навыков у Кики почти нет, зато она умеет летать на метле. Неплохо для начала.

В городе Корико своей волшебницы нет, так что Кики останавливает свой выбор на нем и вскоре открывает службу доставки разных вещей по воздуху. В какой-то момент девочка теряет волшебную силу, что заставляет ее задуматься о своем призвании и пережить творческий кризис. Но ради спасения друга Томбо маленькой ведьме приходится прибегнуть к магии, помочь мальчику, а заодно получить признание горожан.

Рыбка Поньо на утесе (2008)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?

Дочь колдуна и невероятно красивой морской богини уплывает из дома, чтобы понаблюдать за жизнью людей. Маленькая любознательная Поньо не успевает и оглянуться, как попадает в передрягу — ее выбрасывает на берег, где рыбку находит пятилетний Сосуке. Он живет со своей мамой в доме на утесе с видом на море и постоянно скучает по папе, капитану рыболовецкого судна.

Малыши становятся близкими друзьями, хотя они ничего не знают о мирах друг друга и не могут поговорить. Сосуке везде берет Поньо с собой, показывает ей обыденную человеческую жизнь, рассказывает разные истории. Так ребята постепенно привязываются друг к другу. Любящий отец Поньо хочет вызволить дочку из людсих рук, но у рыбки теперь только одна мечта — стать человеком.

Ариэтти из страны лилипутов (2010)

Культурный ход: почему Хаяо Миядзаки великий аниматор?

Невероятный секретный мир крошечных существ таится прямо рядом с людьми. Они пользуются человеческими вещами по мере необходимости, поэтому зовут себя добывайками, только вот не показываются на глаза, ведь это обернется для маленького народца большими проблемами.

Однажды Ариэтти — представительницу лилипутов — замечает 12-летний мальчик Сё. Он наблюдал, как кошка гоняет кого-то в траве, а потом к охоте присоединяется и ворон. Подросток не успевает разглядеть кроху, но точно понимает, что видел. Позже Ариэтти выбирается с отцом на миссию, чтобы стать настоящей добывайкой. Несмотря на запрет, она знакомится с Сё. Сможет ли дружба снять запрет на общение между лилипутами и людьми?