Вредит ли ChatGPT критическому мышлению? Новое исследование ученых из Media Lab Массачусетского технологического института дало тревожные результаты.
В исследовании приняли участие 54 человека в возрасте от 18 до 39 лет. Их разделили на три группы: одну попросили писать эссе с помощью ChatGPT, другую — с использованием поисковика Google, а третью — без каких-либо вспомогательных средств.
Ученые с помощью ЭЭГ фиксировали активность мозга в 32 зонах и обнаружили, что у пользователей ChatGPT наблюдался наименьший уровень мозговой активности. Более того, они «постоянно показывали худшие результаты на нейронном, языковом и поведенческом уровнях».
На протяжении нескольких месяцев участники, использовавшие ChatGPT, с каждой новой работой проявляли все меньшую инициативу и к концу исследования все чаще просто копировали и вставляли готовый текст. Также известно, что 83,3% испытуемых, пользовавшихся ChatGPT, не смогли процитировать эссе, которое только что писали. Креативность таких людей тоже сильно падала — те, кто выполнял предыдущие задачи самостоятельно, и после фантазировали лучше.
В статье высказывается предположение, что использование больших языковых моделей (LLM) может негативно влиять на обучение, особенно у молодых пользователей. При этом работа пока не прошла процедуру научного рецензирования, а размер выборки был сравнительно небольшим. Тем не менее, главный автор исследования Наталия Космина посчитала важным опубликовать результаты уже сейчас, чтобы привлечь внимание к возможной проблеме: по ее мнению, стремление общества к удобству за счет LLM может в долгосрочной перспективе повредить развитию мозга.
«Что побудило меня опубликовать данные до прохождения полноценного рецензирования — это страх, что через 6–8 месяцев кто-нибудь из законодателей скажет: „Давайте сделаем GPT для детского сада“. Я считаю, это будет крайне вредно, — говорит Космина. — Развивающийся мозг находится в зоне наибольшего риска».