Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
theGirl

Несмотря на то, что комиксы существуют с 1800-х годов, их несправедливо относят к разряду детской литературы или одноразовой детской фантастики. И это несмотря на то, что комиксы — одна из самых доступных форм повествования. Комиксы изменили мир, став не только основой многих культовых фильмов, но и значительно повлияв на бизнес, цензуру и литературу. Ниже я расскажу тебе о 10 графических историях, чей вклад в мировую культуру действительно сложно отрицать.

Сила Икс: #116 (2001)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Обложка комикса «Сила Икс: #116»

В 50-е годы индустрия комиксов подверглась нападкам пуританских (и расистских) сил, считавших, что комиксы «развращают» американскую молодежь. Индустрия пошла на компромисс, создав Управление комиксов (Comics Code Authority), которое фактически вытеснило из бизнеса EC Comics, а оставшихся издателей заставило подчиниться устаревшим стандартам.

С 1954 по 2000 года CCA оставалось до смешного влиятельным, но в 2001 году Marvel Comics бросили ему вызов. В апреле 2001 года CCA отклонил номер #116 «X-Force» Питера Миллигана и Майкла и Лоры Оллред из-за насилия и откровенности. Вместо того чтобы подчиниться, Marvel все равно пустили комикс в продажу. Один за другим издатели отказывались от CCA, и к 2011 году его власти пришел конец.

Deathmate (1993)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Обложка комикса «Deathmate»

Image и Valiant Comics были не только двумя новыми издательствами 90-х годов, но и самыми важными за десятилетие. Эти независимые студии должны были напрямую противостоять удушающему влиянию DC и Marvel в индустрии, и от их успеха или неудачи зависело очень многое. К сожалению, один из их крупнейших совместных проектов провалился.

Комикс-кроссовер Deathmate оказался такой логистической и финансовой катастрофой, что не только подорвал доверие к обеим компаниям, но и едва не привел к полному исчезновению комиксов. Неспособность Deathmate уложиться в сроки и получить прибыль отвратила покупателей и инвесторов от комиксов, и это доверие удалось восстановить только после десятилетий нелегкой борьбы.

Маус (1986)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Отрывок из комикса «Маус»

Пулитцеровская премия — одна из самых престижных в мире, а присуждают ее за самые высокие достижения в области литературы и журналистики. Тот факт, что скандальный комикс Арта Шпигельмана «Маус» получил Пулитцеровскую премию в 1992 году, свидетельствует о его значимости. Пока что это — единственный комикс, удостоившийся такой высокой награды.

Как ни странно, победа «Мауса» вызвала некоторую путаницу. Поскольку в «Маусе» используются антропоморфные животные для пересказа ужасов Холокоста, некоторые считали, что его следует отнести к художественной литературе, хоть «Маус» и автобиографичен. Пулитцеровская комиссия решила этот вопрос, присудив комиксу Специальную премию в области литературы.

Песочный человек №19 (1991)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Отрывок из комикса «Песочный человек»

Графический роман Нила Геймана «Песочный человек» — это не просто переосмысление забытого персонажа DC Comics, но и проникновенная ода литературе и истории. Нигде это не проявилось так ярко, как в девятнадцатом выпуске комикса — «Сон в летнюю ночь» — где Сон и Уильям Шекспир заключают дружескую сделку.

Иллюстрированный Чарльзом Вессом и Стивом Олиффом, этот выпуск получил премию World Fantasy Awards 1991 года как лучший короткий рассказ. Однако впоследствии World Fantasy Awards запретила комиксы, чтобы оградить их от «настоящего искусства». Это только укрепило неприязнь читателей и создателей комиксов к фантастике.

«Хранители» и «Темный рыцарь возвращается» (1986)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Отрывок из комикса «Хранители»
Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Отрывок из комикса «Темный рыцарь возвращается»

1986 год можно назвать годом «возмужания» комиксов, и произошло это благодаря одновременному выходу романов Фрэнка Миллера «Темный рыцарь возвращается» и «Хранителей» Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Оба эти произведения стали деконструкцией супергеройской тематики и способы, которыми они изменили комиксы как искусство и бизнес, практически одинаковы. «Темный рыцарь» и «Хранители» доказали, что комиксы, особенно о супергероях, — это не просто детская забава. Супергерои уже никогда не могли быть просто добром, борющимся со злом, они могли обитать и в серой зоне.

Даззлер (1981)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Обложка первого выпуска комикса «Даззлер»

80-е годы стали одними из самых прибыльных для комиксов, и отчасти это произошло благодаря растущему рынку спекулянтов. Издатели уже переориентировались с юных читателей на взрослых, которые относились к комиксам скорее как к коллекционированию, чем как к популярному развлечению. Окончательно этот переход был завершен после того, как «Даззлер» стал настоящим блокбастером среди комиксов.

В 1981 году компания Marvel решила продавать первый том «Даззлера» исключительно в магазинах комиксов. Эксперимент оказался успешным, и комикс быстро разошелся тиражом до 400 000 экземпляров. С этого момента многие комиксы стали продаваться только в магазинах.

Ночь смерти Гвен Стейси (1973)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Отрывок из комикса «Ночь смерти Гвен Стейси»

После того как в 1954 г. было создано Управление по комиксам, комиксы стали стараться быть «полезными», что привело к эпохе, известной в народе как «Серебряный век комиксов». Этот период начался с выпуска «Showcase #4» компании DC, который вернул супергероев военного времени, таких как Флэш, и переосмыслил их в невинных эскапистских фантазиях.

Так продолжалось около 20 лет, но эпоха завершилась в 1973 году историей Человека-паука, а точнее аркой «Ночь, когда умерла Гвен Стейси». В ней Человек-паук смог спасти свою настоящую любовь, Гвен, от Зеленого Гоблина. Эта серия избежала гнева CCA и положила начало Бронзовому веку — эпохе, характеризующейся более мрачной и злободневной фантастикой о супергероях.

Могучий Атом (1953)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Отрывок из манги «Могучий Атом»
Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Отрывок из манги «Могучий Атом»

Осаму Тэдзука считается либо отцом, либо богом манги и аниме. Любой из этих титулов вполне уместен, поскольку Тэдзука практически сам создал самые известные в Японии формы художественного самовыражения и развлечения. Все началось в 1953 году с «Могучего атома», более известного в мире как «Астробой». Работа Тэдзуки над «Могучим Атомом» положила начало тому, что стало современной мангой, и это его настоящее наследие. Этот комикс не только заложил основы манги с характерным дизайном персонажей, но и положил начало целой индустрии.

Капитан Америка (1941)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Обложка первого выпуска комикса «Капитан Америка»

Перед вступлением Америки во Вторую мировую войну население страны разрывалось между отстраненностью и сочувствием тому, что происходило на Востоке. Создатели комиксов Джек Кирби и Джо Саймон, учитывая их веру в свободу и ненависть к нацизму, решили, что Америка должна вступить в войну, и создали Капитана Америку, чтобы донести эту мысль. Нет необходимости говорить о том, что их очень хорошо услышали.

С марта 1940 года по 8 декабря 1941 года «Капитан Америка» приводил в ярость сторонников фашизма и сторонников отчужденности. Капитан Америка стал неотъемлемой частью американских пропагандистских кампаний. Можно даже утверждать, что если бы не Капитан Америка, то американское участие в войне было бы гораздо менее активным.

Боевые Комиксы том 1 (1938)

Не просто картинки: 10 комиксов, которые изменили мир
Фото
Отрывок из комикса «Боевые Комиксы»

Исторически комиксы появились еще в 1800-х годах, но в современном виде они стали известны только в 1938 году. В июне того года в газетных киосках появился первый номер «Боевых комиксов», представивший миру Супермена — главного героя DC Comics. В то время как легендарность Супермена была гарантирована, DC Comics отказала его создателям, Джерри Сигелу и Джо Шустеру, в праве на их знаменитое творение.

К сожалению, это стало нормой для индустрии, олицетворявшей собой модель «работа по найму». Как результат, комиксы, права на которые принадлежали авторам, и справедливое вознаграждение сценаристам и художникам стали одинаково редки.