Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

theGirl

Кинематограф каждой страны — это не просто то, что мы смотрим после тяжелых рабочих дней, развалившись на диване. Это огромное наследие, которое запечатлело и продолжает запечатлевать главные вехи в развитии того или иного государства и культуры. Оно четко отображает, чем дышал народ, каковы были его идеалы, что и кого они любили, а кого ненавидели. Это ли не сказка, что сейчас ты можешь вбить в поисковик страну и дату, после чего перед нашими глазами сразу же появится портрет той или иной эпохи в виде многочасового фильма.

Тебе даже не придется перечитывать многотомники по истории стран и народов. Правда у этого есть свои ограничения. Первые фильмы появились только в конце 19 века, а это значит, что и о времени до этого с помощи данных источников нам не узнать. Но будем довольствоваться малым, а чтобы сделать пространство для исследования еще уже, остановимся на Китае. Давай посмотрим, о чем снимали режиссеры Поднебесной разных времен, а заодно и узнаем, как зарождался, развивался и продолжает развиваться их местный кинематограф.

Зарождение и первые режиссеры:

Начало китайского кинематографа можно отсчитывать с фильма «Битва при горе Динцзюньшань» 1905 года, снятого режиссером Жэнь Цинтая, а точнее, придворным фотографом. Именно он разрушил диктатуру западных фильмов, которые транслировали в стране, и выпустил первый китайский фильм «Битва при Динцзюньшане», а главную роль исполнил актер пекинской оперы Тань Синпэй. Хотя технически это не было полноценным фильмом в классическом его понимании, а Жэнь Цинтай не был режиссером. Он просто заснял на пленку фрагменты из одноименной театральной постановки. Но да, первый китайский фильм на «движущейся ленте» появился именно с его подачи. И, наверное, имя Цинтая — главное, что тебе нужно запомнить из истории кино Поднебесной.

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Legion Media

Первый же короткометражный художественный фильм, который создавали с нуля, был «Брачные осложнения» 1913 года. Он рассказывал уже не об историческом событии, а о вполне реальной традиции того времени, когда брак заключался без ведома жениха и невесты по решению родителей, и фильм всячески порицал это. В общем, первые фильмы в Китае творили настоящую революцию. Круто?

В этом же году появляется первый фильм с участием женщины-актрисы «Чжуан-цзы испытывает жену», в центре сюжета которого — история философа, решившего устроить своей жене проверку на верность, инсценировав собственную смерть. Лента была отснята американо-китайской киностудией, возглавляемой американским режиссером Бенджамином Браски, поэтому фильм стал не только женским дебютом, но еще и первой картиной, представленной за рубежом. 

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Чжуан-цзы испытывает жену»

После Первой Мировой войны влияние иностранных кинокомпаний на Поднебесную ослабевает, и китайцы берутся за дело сами, сняв в 1921 году первый полнометражный художественный фильм «Янь Жуйшэн». Тема вновь касается вопросов брака и супружеской верности — успешный бизнесмен убивает свою любовницу-проститутку, которую, кстати, играла настоящая женщина легкого поведения, правда, бывшая. В общем, уровень реалистичности на высоте. 

Ну, а дальше на этом фундаменте медленно, но верно расцветает китайский кинематограф. Даже японо-китайская война, оккупация Шанхая и, вместе с ней, распространение пропагандистских японских фильмов не смогли полностью приостановить этот процесс — в те годы в Поднебесной появляется первый цветной фильм У Синцзая «Ненависть не на жизнь, а на смерть». К тому же, в 30-е — 40-е прошлого века колосились темы сопротивления и патриотизма, и именно тогда появился фильм «Хуа Мулань», основанный на поэме 6-го века о девушке-крестьянке, возглавившей сопротивление врагам.

«Пятое поколение режиссеров»: когда китайские фильмы стали известны во всем мире?

После образования КНР в 1949 году кинематограф приобретает ярко-выраженную государственную окраску. Все темы, поднимаемые режиссерами становятся далеки от реального жизненного опыта и начинают работать на социализм и другие идеалы того времени.

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Дом летающих кинжалов»

Однако надломить эту традицию удалось в 80-х годах режиссером, так называемой, «пятой волны» — Чжан Имоу, Чжан Цзюньчжао, Чэнь Кайгэ и другие. Именно эта группа вывела китайский кинематограф на новый уровень, заинтересовав им весь мир, и, кстати, до сих пор выстреливает в нас новинками (в этом году Чжан Имоу выпустил довольно успешный фильм «Полноводная красная река».

В плане тем они рассуждали о правильности прошлой политики и даже нередко порицали ее, а также затрагивали проблему судеб простых людей. А когда речь заходила о визуальной составляющей фильмов, они использовали сложные композиции, к примеру, перемещая все внимание только на одну часть кадра — вправо или влево, оставляя большое пространство с другой стороны. Или же экспериментировали со светом, звуком, фоном и монтажом. 

Чжан Имоу

Самый популярный фильм этого режиссера — «Красный гаолян», рассказывающий о неравном браке между молодой девушкой и богатым, но старым владельцем винокурни. Однако вопреки традициям главная героиня не представлена здесь как безвольное и покорное существо. Она борется за свою судьбу и настоящую любовь, когда ее насильно выдают замуж, а также оказывает сопротивление японским солдатом, когда те убивают ее любимого друга. 

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Красный гаолян»

Кроме того, именно он отснял не менее известный фильм «Дом летающих кинжалов» в жанре уся, «Проклятие золотого цветка», который в свое время получил престижную премию Costume Designers Guild Awards за лучшие костюмы, соответствующие эпохе, а также картину «Жить», изобразившей судьбы жертв культурной революции, из-за чего этот фильм вообще не был допущен к просмотру в Китае.

Все его фильмы объединяет огромное внимание к деталям и сет-дизайну (чего только стоит украшение дворца императора желтыми хризантемами для фильма «Проклятие золотого цветка») и, конечно же, уникальная цветокоррекция, выкрученная до максимума, в которой, к тому же, преобладает сочный красный цвет. В общем, киноэстеты точно оценят.

Чэнь Кайгэ 

Чэнь Кайгэ известен по своим фильмам «Прощай, моя наложница», «Убей меня нежно» и «Клятва», а также заигрываниями со сюжетами культурной революции. В студенческие годы он вступил в ряды хунвэйбинов — главных участников политических репрессий против противников Мао Цзэдуна — и отрекся от своего отца, сожаления о чем не раз проявятся в кадре.

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Прощай, моя наложница»

Так, в 1993 году он выпустил картину «Прощай, моя наложница», где без прикрас описал это жестокое время, направленное на уничтожение традиционной культуры и унижение прав человека. На Каннском фестивале он был удостоен Золотой пальмовой ветви, а вот в Китае его и вовсе хотели убрать с экранов за излишнюю жестокость, сцены самоубийств и насилия — мало кто хотел вспоминать эти годы. Однако в итоге условились на том, что некоторые сцены просто вырежут.

Чжан Цзюньчжао

Работы этого режиссера наиболее приближены с тому, что мы называем кино сейчас. Его картины не имеют ничего общего с театром и оперой, которые обычно брались за основу — он не скупился на визуальные и звуковые эффекты, любил размывать фон, но при этом избегал излишней детализации, что было тогда одним из киноправил.

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Восемь сотен»

Благодаря этому его картины были признаны за рубежом. Одна из них, «Один и восемь», рассказывает историю девяти мужчин, захваченных в плен армией Китая во время японо-китайской войны. В картине поднимаются темы несправедливости и патриотизма, но при этом ставится под сомнение важность коллектива, который всегда ставится в пику индивидуализму. А это один из столпов социализма. Поэтому показ фильма состоялся только через несколько лет после завершения работы над ним. 

Современные китайские режиссеры

Сейчас китайские дорамы очень активно покоряют пространства вне Поднебесной, а вот с фильмами пока что-то не залаживается. Если корейцам удалось выпустить хит, угодивший вкусам киноманов со всего мира (мы говорим о «Паразитах»), то у китайцев это пока что только в планах. Однако в киноиндустрии Поднебесной уже есть немало заряженных на всемирный успех режиссеров, которые дико популярны в Китае, но мы и наши западные соседи ничего о них не знаем. Исправляем эту ситуацию. 

Вонг Кар Вай

Этот режиссер гремел со своими фильмами «Любовное настроение» и «Чунгкингский экспресс» в 2000-х. В 2007 году он даже снял англоязычный фильм с Кирой Найтли «Черничные ночи». А сейчас его творчество переживает второе рождение благодаря первой дораме его производства «Цветение» об экономическом подъеме Шанхая 1990-х годов.

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Любовное настроение»

Каждый кусочек его кадра можно изучать в художественных школах. Настолько там все продуманно, гармонично и не без капли экзотики, ведь главный почерк режиссера — вырвиглазные оттенки, неон и необычное расположение главных объектов в кадре. Посмотреть и, желательно, изучить его работы должен каждый уважающий себя киноман и просто любитель прекрасного (то есть все😉).

Джеки Ву

Этот режиссер сумел снять самый кассовый фильм в истории Китая, а большинство его даже и не знают. Речь идет про Джеки Ву и его картину «Война волков-2», которая собрала 860 миллионов долларов при бюджете в 80. Но если в Поднебесной его приняли тепло, то за ее пределами всячески порицали за копирование голливудских боевиков. Это типичный боевик со спецназовцем а-ля Джейсон Стетхем в главной роли. Однако это не помешало Ву быть одни из самых востребованных режиссеров у себя на родине. 

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Война волков-2»

Джеки — не только режиссер, но еще и актер, а также мастер боевых искусств. Поэтому все его фильмы строятся примерно вокруг одной и той же тематики — «Легендарный убийца», «Моя страна, мои родители» и другие. Но, может, это и к лучшему? Ведь в вопросах боевых искусств ему точно можно доверять. В общем, если сегодня у тебя боевое настроение, то с ним у тебя точно случится идеальный мэтч.

Фэн Сяо Ган

Фэн Сяо Ган — один из немногих китайских режиссеров, которые снимают в жанре комедии. Но этим, конечно же, он не ограничивается, ведь в портфолио «китайского Стивена Спилберга», как его называют, есть и более серьезные картины, затрагивающие современные проблемы Китая, его экономику и политику, а также обращающиеся к его истории. Именно на них он и делает ставку.

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Я не мадам Бовари»

Так, его фильм «Молодость» рассказывает о нелегкой судьбе артисток военного ансамбля времен культурной революции, «Во имя чести» повествует об истории капитана, стремящегося доказать, что его рота не пропала без вести, а погибли в бою как герои. Однако известность за рубежом ему принесла комедия «Я не мадам Бовари». В центре ее внимания — яркий женский персонаж, провинциальная крестьянка, которую играет одна из главных красоток Поднебесной Фан Бинбин. К тому же, картина интересна и неожиданными режиссерскими приемами. Так, все сцены, снятые в деревне, режиссер пропускал через круглое каше, а пекинские эпизоды оставлял без этого креативного вмешательства, чтобы сделать контраст более заметным.

Гу Сяо Ган

Гу Сяо Ган — режиссер молодой и такого большого опыта в съемке, как у предыдущих глыб киноиндустрии Китая у него нет. Его дебют состоялся только в 2019-м, но зато какой! В картине «Жилище в горах Фучунь» о семье Ю, состоящей из трех поколений, он рассуждал на темы давления родителей и материализма, что было очень хорошо принято зрителями во многом потому, что общей эстетике фильм получился похож на разговор с близким другом. Не зря ее называют «медитативной драмой».

Неон, уся и критика правительства: история китайского кинематографа от Жэнь Цинтая до Вонга Кар Вая
Фото

Кадр из фильма «Жилище в горах Фучунь»

Оценили ее не только зрители, но и международные критики. На Каннском кинофестивале Гу Сяо Ган получил номинацию на «Золотую камеру», а на Токийском кинофестивале получил премию Акиры Куросавы, которая присуждается режиссерам, произведшим фурор в мировой киноиндустрии. В общем, обязательно обрати на него внимание.