Над вопросом, почему так происходит, бьются и психологи, и социологи и… кинематографисты. Расставания регулярно становятся основной темой фильмов и сериалов. Вот только несколько самых занятных.
Звездный суд (2023)
Новый отечественный сериал, создатели которого вдохновлялись бесконечной юридической тяжбой Джонни Деппа и Эмбер Хёрд. Впрочем, от голливудского скандала тут только намеки в сюжете.
У большой звезды российского кино Дмитрия Петровского (Максим Лагашкин) достаточно славы, денег и сомнительной репутации. Его жена Марина Хрумкина (Мария Горбань) тоже актриса, но знаменитость куда меньшего масштаба.
Девушка устала выяснять отношения и подала на развод, а заодно решила получить дивиденды и издала книгу, где рассказала «правду» об их отношениях. Бывший муж идет отстаивать свое честное имя в суде и нанимает адвоката (Игорь Верник). Ну а дальше процесс растягивается на восемь эпизодов.
На протяжении восьми серий симпатии зрителей достаются то одной, то другой стороне конфликта. Но тут все как в жизни: однозначно правые и однозначно виноватые встречаются редко. На чьей же стороне будет суд? Об этом мы узнаем только в финале.
Сериал стартовал 15 мая на телеканале ТНТ.
История о супружестве (2019)
С постера фильма на нас смотрит счастливая семья — папа, мама и сын. Режиссер Ноа Баумбах делает уважительный кивок в сторону «Крамер против Крамера» — на афишах картины была похожая фотография. Эти две ленты не просто так сравнивают, ведь они касаются одной темы, но не конфликтуют, скорее «Брачная история» развивает то, что постановщик Роберт Бентон придумал 40 лет назад.
Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер играют вроде бы идеальную пару. Он — театральный режиссер, она — актриса, которая играет в его постановках. У них есть маленький сын, для которого супруги стараются быть лучшими родителями на свете. Увы, но отношения приказывают долго жить, когда женщина, уставшая быть исключительно приложением к мужу, подает на развод (что стало последней каплей, мы узнаем в конце).
Ну а дальше вчерашние влюбленные регулярно скандалят и выясняют, кто из них больше любит мальчика (спойлер: оба!). Главная ценность фильма — актерская игра исполнителей главных ролей. После сцены, где Драйвер сначала бьет кулаком в стену, а потом рыдает, невозможно не заплакать вместе с ним.
Сцены из супружеской жизни (2021)
Оригинальный мини-сериал, снятый в 70-е годы Ингмаром Бергманом для шведского телевидения, можно показывать даже тем, кто боится словосочетания «авторское кино». История пары, которая хоть и разводится, но психологически связана навсегда, понятна в любой точке мира.
В новом тысячелетии ту же ситуацию разыграли Джессика Честейн и Оскар Айзек. Их герои Мира и Джонатан вместе много лет и сами не заметили, как чувства поблекли, а они банально перестали разговаривать друг с другом. Классическая ситуация: обоих что-то не устраивает, но пара не может артикулировать происходящее словами.
Финал неизбежный — развод. Впрочем, в случае с этим сериалом, расставание — это еще не конец. Оказывается, что персонажам нужно будет разъехаться, чтобы понять, как много они значат друг для друга. В каком-то смысле развод станет бустером для того, чтобы в их отношениях снова появились и интерес к партнеру, и всепоглощающая страсть.
Семейный брак (2018 — 2022)
Раз в неделю одна и та же пара приходит в один и тот же лондонский бар, чтобы пропустить по стаканчику. Нет, это не добрая семейная традиция. На самом деле супруги ждут приема у терапевта, поскольку после 15 лет совместной жизни их отношения дали серьезную трещину.
Луиз (Розамунд Пайк) изменила Тому (Крис О’Дауд), и теперь пара пытается склеить брак словно разбитую вазу, ведь дело стремительно катится к разводу. На протяжении десяти минут (ровно столько длится каждая серия) Луиз и Том просто разговаривают — о том, сколько ошибок они понаделали, какие перспективы у «брекзита», и что там приключилось с персонажами «Игры престолов». Иногда над героями хочется смеяться, иногда — их пожалеть. Но что очевидно — эта невинная болтовня работает для пары лучше, чем психотерапия.
У сериала есть второй сезон — о других супругах и с совершенно иными актерами, но лучшим считают именно первый.
Развод (2022)
Благодаря классику мы знаем, как людей портит квартирный вопрос. Причем портит он не только самих людей, но и их отношения. Типичная ситуация: любовная лодка главных героев разбивается об ипотеку и ремонт.
Илона (Анна Глаубэ) и Виктор (Антон Шурцов) вскоре после знакомства поддались чувствам и побежали в загс. Потом обзавелись жилплощадью в кредит, но в процессе затяжного и дорогого превращения апартаментов в уютное гнездышко, успели разругаться.
В новую квартиру пришлось въезжать уже распавшейся ячейке общества, ведь продать жилплощадь с незаконной перепланировкой и обременением в виде ипотеки — та еще задачка со звездочкой.
В итоге Илоне и Вите приходится отстаивать границы в прямом смысле слова - наклеивать их на пол с помощью скотча, и регулярно выяснять отношения. Впрочем, вам может показаться, что чувства в этой паре окончательно не остыли. Или даже не показаться…
Развод в большом городе (2012)
Очень камерная и берущая за душу история про то, как расставание родителей сказывается на детях. В этом фильме Джулианна Мур неожиданно предстает в роли рок-звезды. У нее есть муж - известный нью-йоркский арт-дилер Стив Куган - и маленькая дочка Мейси (очаровательная Оната Април).
Жизнь супругов полна скандалов, и после очередного пара подает на развод. Оба умудряются быстро найти свое счастье с другими людьми - певица с красавцем-барменом (Александр Скарсгаард), а ее экс-супруг - с няней собственного ребенка (Джоэнна Вандерхам). Впрочем, это не мешает героям воевать за опеку над девочкой.
Проблема только в том, что пока родители Мейси заняты судебными баталиями или собственными делами, единственными людьми, готовыми заботиться о малышке здесь и сейчас, оказываются отчим и мачеха.
Удивительно, но картина поставлена по мотивам классического для американской литературы романа Генри Джеймса «Что знала Мейси», изданного в конце XIX века. Времена меняются, а проблемы остаются.
Давай разведемся! (2019)
Для полнометражного дебюта режиссер клипов группы «Ленинград» Анна Пармас ожидаемо выбрала жанр комедии на злобу дня. Главная героиня Маша (Анна Михалкова) до того привыкла заниматься чужими проблемами со здоровьем (она — врач-гинеколог), что в упор не замечает, как ее муж (Антон Филипенко) крутит роман на стороне.
Просто в один не очень прекрасный день мужчина объявляет о том, что уходит к любовнице, как водится лет на десять моложе, и настолько же килограмм худее. Чтобы вернуть супруга, Маша идет на все: выслеживает соперницу, устраивает истерики и даже обращается к экстрасенсу.
Правда, куда более эффективным оружием оказывается самодостаточность и умение чувствовать себя счастливой здесь и сейчас, независимо от наличия или отсутствия штампа в паспорте.
На первый взгляд», «Давай разведемся!» может показаться смешной, но в целом банальной комедии. Это очень обманчивое ощущение, ведь ближе к финалу Анна Пармас переворачивает все законы жанра и напоминает о том, как же все-таки важно выбирать себя, а не других людей.