В пандемию вышло несколько сериалов — «Удаленка», «Взаперти», «Постановка» — где актеры записывают свои роли на веб-камеру. Твои любимые блогеры снимают, монтируют и публикуют настоящие короткометражки на YouTube просто со смартфона.
Как начать карьеру в кино, если у тебя есть телефон, классная идея и желание творить? Вместе с школой креативных технологий
Шаг 1: Придумать идею 💭
Театр начинается с вешалки, кино начинается с идеи. Любой фильм, который получил признание критиков и зрителей, можно описать в одном-двух предложениях. Хорошая задумка создает основной посыл и двигает героев в нужном направлении. Без идеи ни крутой монтаж, ни красавчики-актеры не сработают.
Для примера — картина 2018 года «Поиск», снятая в формате скринлайф. Основной сюжет можно описать так: отец исследует соцсети своей дочери, чтобы расследовать ее исчезновение. Зачем? Он ее любит и очень ей дорожит. Убери из идеи родительско-детские отношения, мистическую пропажу, тайны соцсетей — и получится кино, где мужчина просто сидит напротив компьютера и кликает мышкой. Интересно? Не особо.
Совет: Классные идеи лежат на поверхности: возьми историю, произошедшую с тобой, друзьями или знакомыми, которую можно рассказать только на экране смартфона. Опиши ее в паре предложений и найди главные составляющие, без которых история не сработает. Например, «любовь подростков», «запретная переписка», «вражда семей» — что-нибудь напоминает?
Шаг 2: Написать сценарий 📝
Идея — это основа сценария. Когда у тебя есть «стержень», можно нанизывать «колечки» — то есть придумывать героев, сюжетные повороты и особенности повествования.
Что делать тем, у кого в школе «два» по литературе? Брать уже существующее и представить историю в неожиданном свете, в новой форме. Режиссер Тимур Бекмамбетов в книге «Скринлайф: В поисках нового языка кино» утверждает, что необязательно искать новые сюжеты: попробуй перенести классические сюжеты в новую реальность.
Новизна формы дает право заимствовать классические истории, адаптируя давно знакомых героев и обстоятельства — исполнение изменит их так сильно, что они ни в чем не будут схожи с оригиналом
Совет: Возьми любой, даже самый избитый и банальный сюжет, изменив его вопросом «А что, если бы?..». А что, если бы Ромео и Джульетта жили бы в XIX веке и тайно переписывались в мессенджере? А что, если бы Шерлок Холмс расследовал преступления по лайкам в Инстаграме? (запрещенная в России экстремистская организация) Сохрани характеры, мотивацию, детали и старый сюжет, но придай им новую форму.
Шаг 3: Использовать то, что есть под рукой 📱
Рамки стимулируют фантазию и дают необычные решения. Вряд ли у тебя есть многомиллионный бюджет, профессиональное операторское оборудование и готовый на все Тимоти Шаламе. Воспринимай ограничения не как преграду, а как стимул проявить свою креативность.
Нет денег на дорогие костюмы? Одень героев в яркие пижамы. За окном серая серость? Пусть персонажи сидят дома и обсуждают тайны по видеозвонку. Вместо декораций можно показать экран телефона героя: фотографии, приложения и даже заставка подобно расскажут о его характере и привычках.
Если у тебя классная идея, инструменты могут быть любыми. Более того — ты можешь стать пионером своего мини-жанра. Лет 10 назад фильмы в формате скринлайф считались «ленивой» версией «настоящего» кино. Сейчас на экране смартфонов и телефонов снимают хорроры, мелодрамы, комедии и образовательные программы.
Импровизация в рамках ясной задачи — по-моему, самое главное, что дает скринлайф. Мы создаем для актеров среду, в которой они могут жить и импровизировать. Когда ты создаешь мир, человек просто живет в нем, печатает текст, ошибается, у него застревает что-то, он не может подобрать пароль
Совет: Твои нововведения и фишечки не обязаны влиять на сюжет. Все в твоем мире ходят с синими губами — ну и что? Ты художник, ты так видишь. Но не бойся поменять ход сюжета, даже если первоначально в сценарии такого не было. Например, Ромео и Джульетта не умирают, а радостно сбегают от родителей и начинают блог о путешествиях.
Шаг 4: Снимать с интересного угла 🙃
Снимай с интересного угла в прямом и переносном смысле. В прямом — не бойся повернуть камеру вбок или вертикально, приблизить кадр, чтобы поймать взгляд героя. В переносном — с помощью своих инструментов и средств выразительности расскажи историю так, как ее никто бы не рассказал. Даже если это идет вразрез с тем, как «правильно». В видеоконтенте нет канонов: 10 лет назад вертикальные видео считались безвкусицей, а потом пришел TikTok.
Никогда не нужно бояться снимать так, как снимал бы ваш герой в реальной жизни. Не нужно бояться, что зритель что-то не увидит. Пусть лучше камера смартфона снимает темноту кармана, в котором он лежит, чем мы хоть на секунду усомнимся в достоверности происходящего на экране
👉 В конце октября в школе креативных технологий TUMO начинается авторский курс кинорежиссера Тимура Бекмамбетова. Подростки от 12 до 18 лет смогут научиться снимать фильмы прямо на телефон. В рамках курса будут доступны 8 практических и теоретических воркшопов. Узнать больше о проекте можно
Итог 👌
Чтобы сделать свое кино, тебе нужно придумать идею, прописать на ее основе сценарий, найти свои средства выразительности (пусть и бюджетные) и не бояться экспериментировать. Удачи!