Тайм-менеджмент — чуть ли не магическая способность, которой все хотят обладать. Особенно в современных реалиях, когда успевать все и сразу стало мерилом успешности. Но давай признаем: управлять временем невозможно. Точнее, время — это не тот ресурс, который мы можем контролировать. Его нельзя замедлить, ускорить и уж тем более поставить на паузу. А вот научиться управлять собой и своим вниманием — задача вполне реализуемая.
Практикуешь тайм-менеджмент?
Разбираемся, как навести порядок в жизни, не забывая о своих потребностях и не превращаясь в супергероя с диагностированным хроническим стрессом 🧘🏼♀️
Тайм-менеджмент — не то, чем кажется
Принято считать, что если человек успевает работать, путешествовать, заниматься спортом и при всем этом не сходит с ума от перегрузки, значит, у него идеальный тайм-менеджмент. Мы восхищаемся такими людьми и считаем их то ли волшебниками, то ли гениями, которым все под силу 🤨
Вот только в действительности это не совсем так, ведь зачастую у таких персон имеются не только первоклассные помощники, но и четкое разграничение приоритетных и второстепенных задач. А весь процесс «управления временем» по факту сводится к осознанному распределению усилий — как собственных, так и чужих.
Искажение реальности обусловлено еще и социальными сетями, в которых постоянно мелькают посты счастливых и до неприличия богатых бизнесменов, коучей и звезд. Глядя на них, мы думаем не «как здорово, буду делать все для того, чтобы добиться аналогичного результата», а «им по силам все, а я ничего не могу» 😔 А ведь за всеми этими белоснежными улыбками, брендовыми сумками и фешенебельными отелями скрывается огромный труд и помощь других людей.
Последствие гонки за эффективностью
Погоня за гиперпродуктивностью обычно приводит к выгоранию и прокрастинации. Когда ты пытаешься успевать все, теряется баланс между работой и отдыхом, а силы и мотивация постепенно иссякают. И вот ты уже прокрастинируешь, откладывая важные дела на потом, так как не можешь определить, что действительно важно. В результате создается ощущение, что часов в сутках недостаточно, и руки опускаются. Ни о каком успешном успехе тут и речи быть не может.
Твоя история? 😅
Как навести порядок в голове и делах?
Вот несколько действенных лайфхаков, которые помогут сэкономить время и избежать выгорания:
Найди хронофаги. Начни отслеживать, на что ты тратишь свое драгоценное время. На работу, йогу, книги или просмотр роликов и новостей в социальных сетях? Для большей эффективности используй технику хронометража — засеки, сколько времени уходит на каждую задачу или развлечение. Даже если за два часа работы ты несколько раз отвлеклась на гаджеты, считай, что ты его потеряла.
Важный момент: отдыхать, конечно же, тоже нужно. Отдых — не враг продуктивности, а, наоборот, профилактика выгорания. Без перерывов на восстановление энергии ты точно не будешь продуктивна, поэтому подходи к ним с умом — сделай зарядку, полюбуйся видом из окна и любимым котом… 🥰💓Используй метод Getting Things Done (GTD). Он поможет тебе упорядочить все задачи, которые навалились на тебя в один миг. Метод включает в себя несколько шагов: сначала ты собираешь все задачи в одном месте (в заметках, приложении, Google таблицах), потом анализируешь их, разделяешь на категории и начинаешь разбираться с каждой поэтапно, а НЕ одновременно.
Декомпозируй глобальные цели. Если у тебя есть грандиозные планы (например, продумать стратегию для собственного бизнеса или написать полноценную книгу), не пытайся реализовать их за пару-тройку дней. Разбей цель на маленькие задачи и выполняй их постепенно.
Применяй правило 10 минут. Опять же, если ты сталкиваешься с масштабной задачей, попробуй начать с малого: выделяй на нее по 10 минут в день. Так ты и стресса избежишь, и полезным делом займешься. Да и эти 10 минут, скорее всего, сами по себе перерастут в 20, а то и 30 и 40 минут.
Попробуй технику временных блоков. Например, с 9:00 до 13:00 у тебя будет блок для работы, а с 13:00 до 14:00 — для обеда, с 14:00 до 18:00 — опять для работы, а периоды с 18:00 до 20:00 и с 20:00 до 23:00 — для встречи с подругой и отдыха. Главное в данном случае — придерживаться графика.
И не забудь про нашумевший метод Pomodoro. Работай 25 минут, а после — делай перерыв на 5 минут. И раз в два часа отдыхай по 30 минут. Судя по восторженным отзывам на просторах Интернета, лайфхак действительно работает.
Итак, что мы имеем? Во-первых, управлять временем невозможно, а вот грамотно распределять его — очень даже. Во-вторых, не нужно гнаться за чужими стандартами эффективности и винить себя за особый темп роста. Ну и в-третьих, помни, что главное — не успеть все на свете, а сделать то, что действительно важно для тебя 😌🫶🏻