Я не очень люблю смотреть ужастики, так как меня раздражают примитивные скримеры, на которых основано большинство из них. При этом я обожаю фильмы, где пугают не страшным лицом, а эмоциональным давлением и трагизмом какой-либо ситуации (#dramaqueen). Один из таких фильмов — «Сияние» Стэнли Кубрика.
Сюжет фильма разворачивается в роскошном отеле «Overlook», где в 70-х годах тамошний смотритель зарубил свою семью. Писатель-неудачник Джек Торренс приезжает туда вместе со своей семьей, так как там он сможет в тишине написать свою книгу. А дальше начинается кошмар.
Писателю Стивену Кингу, по книге которого этот фильм и был снят, не понравилось конечное произведение. Дело в том, что Кубрик исказил содержание и сместил акценты ужаса, расставленные автором изначально. То есть если в книге Кинга должны были пугать призраки, то в фильме Кубрика пугает безумие, которое накрывает Джека Торренса.
Сам Кинг в интервью журналисту сайта Deadline объясняет недовольство к интерпретации своей книги так: «Персонаж Джека Торренса никак не развивается в этом фильме. Вообще никак. Когда мы впервые видим Джека Николсона… мы сразу понимаем, что он — ненормальный, как сортирная крыса. Все, что он делает, становится еще более ненормальным. А в книге это парень, который борется за свое психическое здоровье — и в конце концов теряет его. По-моему, это трагедия. В фильме нет никакой трагедии, потому что он на самом деле не меняется».
Еще одна причина, по которой мне действительно страшно от этого фильма, — это события, которые происходили на съемочной площадке. Речь идет о Шелли Дюваль, исполнявшую роль Венди Торренс. На съемках фильма Кубрик, который хотел видеть идеальную игру от Дюваль, применял к ней физическое и эмоциональное насилие на протяжении всех съемочных дней. После этого Дюваль перестала сниматься и сейчас страдает психическим расстройством. Действительно очень страшно смотреть и понимать, что молодая девушка в этом фильме сходит с ума и в реальной жизни.
Кубрик действительно был жесток по отношению к Шелли больше всего: он требовал от всей группы, чтобы никто на съемках не здоровался с ней, не симпатизировал ей, не сочувствовал и не говорил комплименты. Иногда даже при всех обвинял ее в том, что она впустую тратит время съемочной группы и время лично его.
И все же несмотря на это фильм выглядит красиво и умело пробуждает страхи зрителя. А, учитывая, что фильм пугает больше психологически, чем мистически, можно с уверенностью сказать, что «Сияние» не потеряло актуальности и сегодня со времен выхода.