В мечтах о свободе: рецензия на фильм «Бруталист»
Фото

theGirl

Картина Брэйди Корбе «Бруталист» претендует на «Оскар» аж в десяти категориях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Эдриан Броуди), «Лучшая мужская роль второго плана» (Гай Пирс), «Лучшая женская роль второго плана» (Фелисити Джонс), «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучший монтаж», «Лучший саундтрек». Однако так ли он хорош?

Атмосфера фильма «Бруталист»

В фильме рассказывается о нескольких годах жизни вымышленного венгерского архитектора Ласло Тота. Действие берет начало в 1947-м, когда герой эмигрирует из послевоенной Европы в США, останавливается у двоюродного брата, владеющего мебельным магазином, пытается переправить жену и ее племянницу и построить новую жизнь.

Фильм мгновенно погружает в атмосферу послевоенной Европы, в которой слышны отголоски холокоста, еще до первых кадров — посредством звука. Даже странно, что именно за звук картину не номинировали, потому что с ним авторы «Бруталиста» работают очень умело. В самом начале, когда экран пуст, мы слышим крики, шумы, звуки, которые создают атмосферу тревоги. Нам не нужно видеть картинку, чтобы понять, что происходит, мы ощущаем на уровне интуиции — мир, в который мы погружаемся, наполнен агрессией, болью и отчаянием. Эти решения заставляют нас почувствовать всю тяжесть существования главного героя.

В мечтах о свободе: рецензия на фильм «Бруталист»
Фото

Кадр из фильма «Бруталист»

Кстати, сам герой тоже в начале картины показан очень необычным образом — мы видим, что его восприятие мира сильно отличается от обыденного взгляда. Когда он рассматривает проститутку, он не видит грязи или разложения. Для него все выглядит пропорционально. Он оценивает ее с точки зрения архитектуры — по симметрии и гармонии, указывая лишь на небольшие нарушения, такие как «что-то не так с бровью». Этот необычный подход к восприятию мира в конце концов и помогает герою пережить все перипетии и прийти в финальную точку.

Тяжелое повествование в фильме «Бруталист»

Говоря о сюжете, первое, что хочется отметить — фильм идет более трех часов, и это, скорее всего, будет не самый простой отрывок твоей жизни, если решишься его посмотреть. Повествование в течение всего хронометража довольно спокойное, если не сказать вялое, а серьезных препятствий у главного героя нет — кажется, он преодолевает самое главное из них в самом начале, когда вырывается из Европы и оказывается в Штатах.

Да, у него нет денег, но явно есть талант. Добиваться успеха Ласло особо никто не мешает, более того, люди его поддерживают и оказывают хоть какую-то помощь. Пусть проблемы за него не решают, но все же. Порой возникают препятствия, но довольно мелкие, несравнимые с тем путем, который герой уже прошел. И даже в такие моменты второстепенные персонажи относятся к нему с пониманием — там, где конфликт можно было бы раздуть, авторы предпочитают спустить его на тормозах.

Целый час в фильме разворачивается экспозиция. Нельзя назвать ее совсем унылой, наблюдать за движением героя все-таки интересно, но, учитывая огромный хронометраж, частью первого акта как будто бы можно было пожертвовать. К концу первого часа появляется первая действительно большая проблема — наркотики. Тут можно подумать: «Стоп, так это не подобие байопика, а драма о зависимости?» Но нет, и эту проблему авторы предпочитают отбросить еще на час, сосредоточившись на вещах, может, не менее важных, но точно менее кинематографичных.

В мечтах о свободе: рецензия на фильм «Бруталист»
Фото

Кадр из фильма «Бруталист»

Только к середине трехчасового фильма наконец происходит по-настоящему большое событие — Ласло получает роскошный заказ от миллионера, тот желает построить общественный центр. Казалось бы, вот тут-то все и закрутится, но повествование набирает оборот разве что за счет появления жены главного героя. За их динамикой отношений наблюдать становится интересно, а строительство центра хоть и сопровождается некоторыми трудностями, но проходит фоном, потому что, каким бы глобальным ни был проект, главная ставка здесь не у Ласло, а у того самого миллионера.

О чем фильм «Бруталист»

Так о чем же кино, и зачем его смотреть? Приехав в США, главный герой надеется, что обрел свободу. Но эта свобода оказывается иллюзорной. Он сталкивается с тем, что его унижают и ущемляют, хотя вначале казалось, что перед ним открыты все двери — просто происходит это в довольно сдержанной, изящной манере, через шутки и всевозможные намеки. В итоге главный герой переживает негативную трансформацию. Эмпатия и благодарность, которые он испытывает сначала, вскоре сменяются озлобленностью и нервозностью. Этот переход от надежды к разочарованию — один из наиболее пронзительных моментов картины. И только благодаря жене герой не теряет способность возвращаться к себе истинному.

В «Бруталисте» явно выражена социальная значимость, которая особенно будет понятна тем, кто сталкивался с подобными проблемами, пытаясь устроить жизнь на чужбине. Картина задает вопросы: можно ли найти свое место в обществе, если ты — чужак, как бы ты ни был талантлив? Это фильм не о том, как стать успешным, а о том, как выжить, не став частью этого чуждого мира.

В какой-то момент кажется, что главная идея картины — счастливая жизнь возможна только на родине. Но только финальные кадры расставляют все точки над i. Именно тогда мы понимаем, что задумка несколько глубже. Это не история о том, что проще отказаться от мечты ради зоны комфорта, а о том, что цель гораздо важнее всего, что приходится пережить — разлуки, унижений и прочего.

В мечтах о свободе: рецензия на фильм «Бруталист»
Фото

Кадр из фильма «Бруталист»

Под конец стоит отметить выдающуюся актерскую игру — исполнители ролей отметились в трех из четырех соответствующих номинациях, и не зря. Гай Пирс пылок и эмоционален, Фелисити Джонс трогательна и чувственна, но прекраснее всех, конечно, Эдриан Броуди. Он здесь на высоте, как и всегда, но все же не так хорош, как в «Пианисте», за который был удостоен «Оскара» годами ранее. Впрочем, в этом не его недостаток — просто роль такая, не предполагающая столь огромного количества ярких эмоций. Тем не менее, она демонстрирует зрелость актера и умение глубоко проникать в образ.

В целом «Бруталист» оставляет неоднозначные впечатления, но только в самом конце возникает мысль, что, возможно, этого авторы и добивались. Вместе с героем мы проходим не самый увлекательный путь, решаем бытовые вопросы, сталкиваемся с дискриминацией и прочими трудностями. Это все совсем не похоже на типичное развлекательное кино, но жизнь в основном вообще не про развлечения, а эта картина невероятно жизненная. И если главный посыл, как уже было сказано, в том, что ждет нас в итоге, то финал не разочаровывает.