Сейчас самая обсуждаемая тема, как ты догадываешься, скандал вокруг Ким Су Хёна и его отношений с погибшей Ким Сэ Рон. Под впечатлением от новостей на эту тему даже русские дорамщики в разных пабликах признаются, что бросают на полпути уже относительно старые дорамы «Псих, но все в порядке» и «Королева слез», в которых он играл главные роли, и возмущаются, что Disney+ не отменяет готовящийся к релизу новый сериал «Подделка».
Все эти эмоциональные комментарии и стали поводом к этой колонке, в которой автор theGirl Седа Хачатрян рассуждает, действительно ли стоит категорично и безоговорочно ставить крест на всех проектах актера после того, как он оказался замешан в скандале. Дополнительно высказаться на ту же тему мы попросили и других спикеров — своим мнением поделились еще переводчик популярного фансаб-сообщества FSG Baddest Females и автор популярного в Telegram паблика eat, sleep & kdrama. Ну и, конечно, приветствуем твое желание высказаться в комментариях.
Южнокорейская индустрия развлечений известна своими крайне жесткими требованиями к знаменитостям. Здесь репутация и образ порой решают все. Любые обвинения, даже если они ложные, могут привести к разрушенной карьере, ведь общественное мнение и реакция компаний часто оказываются быстрее, чем результаты расследований. Но стоит ли нести огромные экономические убытки и отменять крупные проекты, в которых задействованы десятки, а то и сотни невиновных людей? Давай разбираться вместе.
Культура осуждения: как скандалы разрушают карьеры
За последние несколько лет корейская индустрия развлечений столкнулась с чередой громких скандалов: от вождения в нетрезвом виде до сексуальных преступлений, обвинений в школьном насилии и уклонении от военной службы. Реакция общественности вспыхивает ярким пламенем даже от малейшей искры: массовые отписки в социальных сетях, гневные комментарии с призывами к бойкоту, требования «отменить» артиста.
Но негативный отклик аудитории — это лишь первый удар. Вслед за ним отменяются рекламные контракты, проекты, в которых звезда задействована, а иногда и целые франшизы. Если проект только на старте, например, съемки дорамы или фильма только запланированы, решение об отмене может быть оправданным.
Но что делать, если все уже готово к запуску? Отменять артиста, совершившего преступление (если оно доказано), — справедливо. Но почему под ударом оказываются крупные проекты, затрагивающие судьбы и работу десятков невиновных людей? Бизнес есть бизнес, и в чем смысл смешивать его с личной жизнью артиста? А что, если обвинения в итоге окажутся ложными?
Один из громких случаев — история актера Он Сон У. В 2021 году его обвинили в школьном насилии. На тот момент он снимался в дораме «Экзорцист из Чосона», играя одну из главных ролей. Производство было приостановлено, а позже проект полностью отменили из-за негативной реакции публики и потери интереса со стороны зрителей. Часть обвинений впоследствии были опровергнуты, но восстановить проект уже было невозможно.
Еще один пример — скандал с актером Пак Си Ху (Пак Ши Ху). В 2021 году его обвинили в манипуляциях и эмоциональном насилии над бывшими партнершами, актер все обвинения признал. В результате его исключили из съемок дорамы «Прогноз погоды и любви». Производственной команде пришлось переписывать сценарий и переснимать сцены, что привело к задержке выхода проекта. Несмотря на усилия продюсеров, скандал повлиял на репутацию дорамы: часть зрителей выражала скептицизм, а другие и вовсе бойкотировали проект.
Сейчас на фоне нового скандала общественность требует исключить из проектов актера Ким Су Хёна. Расследование фактов и обвинений продолжается, но продюсеры пока не спешат принимать радикальные меры. Однако давление со стороны аудитории растет, и судьба проектов с его участием остается под вопросом.
Культурные корни проблемы
Корни этой проблемы уходят глубоко в суть корейского общества и его культуры. Здесь ценят стремление к идеальной картинке, а репутация артиста играет ключевую роль в продвижении проектов. Если сравнить корейскую индустрию с тем же Голливудом, становится очевидно, насколько сильно общество влияет на жизнь, стиль, образ и даже личную жизнь знаменитостей.
Мнение «благодаря нам вы популярны, благодаря нам вы делаете деньги, а значит, мы имеем право контролировать вашу жизнь» долгое время было ключевым. Постепенно индустрия и сами артисты пытаются отойти от такой формулировки, но реакция публики все еще остается основополагающей. Именно она определяет судьбу проектов, в которых участвуют скандальные звезды.
А как на Западе?
Если звезда виновата, и ее вина доказана (особенно в случае тяжких преступлений), бойкот артиста и его проектов звучит справедливо. Это практикуется не только в Корее, но и на Западе. Вспомним скандал с Арми Хаммером, обвиненным в сексуальном насилии, или Луи Си Кея, признавшегося в домогательствах. Все их проекты были отменены, а карьеры — разрушены.
Презумпция невиновности: возможна ли она в индустрии?
Но что делать, если обвинения ложные или скандал раздут с целью скрыть политические интриги (что, кстати, не редкость в корейском обществе)? Вопрос остается спорным. Юридически разрыв контрактов без доказательств вины может быть законным, но финальное решение всегда остается за продюсерами и рисками, которые они готовы на себя взять.
Мне кажется, что в индустрии, как и в суде, должна действовать система презумпции невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина не доказана. Но насколько реально воплотить этот принцип в жизнь? Общество не прощает ошибок и всегда бьет на опережение.
А как ты думаешь, стоит ли отменять проекты скандальных артистов? Или творчество и личность должны разделяться? Поделись своим мнением в комментариях!
Виктория Губская, переводчик FSG Baddest Females
Отмена фильмов и дорам после скандалов с участием актеров — сложный и многогранный вопрос, особенно в контексте корейской индустрии развлечений. В Корее общественные нормы и правила, касающиеся фансервиса и репутации знаменитостей, сильно отличаются от привычных нам. Например, запрет на свидания для айдолов и актеров может показаться абсурдным, но нарушение этого негласного правила нередко вызывает общественное осуждение и даже приводит к отмене проектов, несмотря на отсутствие реальных правонарушений.
Однако важно различать типы скандалов. Если актер или актриса совершили серьезное преступление — будь то сексуальные преступления, насилие, финансовые махинации или другие действия, нарушающие закон и моральные принципы, — их отмена абсолютно оправдана. Подобные люди не должны продолжать карьеру, получая поддержку общества.
Но когда речь идет о личной жизни знаменитостей — например, о романтических отношениях, не затрагивающих ничьих прав, — полная отмена выглядит чрезмерной и несправедливой. Тем более, в таких ситуациях часто проявляются двойные стандарты: мужчинам в индустрии легче восстановить репутацию после скандалов, в то время как женщинам приходится сталкиваться с гораздо более жесткими последствиями. Лукизм и сексизм также играют роль — актрис оценивают не только по их таланту, но и по внешним стандартам, от которых они не могут отклоняться.
Отмена проектов и карьеры актеров должна быть оправданной и соответствовать тяжести их поступков. Общество должно осуждать преступников и поддерживать жертв, но при этом не доходить до абсурда, когда обычные романтические отношения становятся причиной разрушенной карьеры. Важно стремиться к справедливому и равноправному подходу ко всем участникам индустрии.
Яна Фелтон, автор Telegram-канала про дорамы и азиатскую поп-культуру eat, sleep & kdrama
Полная отмена проектов и творчества неугодного артиста является не совсем справедливым решением. Несправедливым в первую очередь к команде — режиссеру, продюсеру, сценаристу, композитору, художнику по костюмам, другим актерам и сотрудникам — которые посвятили свои силы, время и отдали часть себя ради реализации проекта, который в первую очередь готовился для зрителя. Ведь все эти люди не виновны в содеянном и прошлом одного человека.
Сейчас в TikTok наблюдается даже такая картина, если брать на примере Ким Су Хёна — представители фандома начинают подозревать и беспочвенно обвинять артистов, которые принимают участие в шоу «Good Day» вместе с Ким Су Хёном, тот самый 88LINE. Под предлогом «А вдруг они все знали, они же близки с ним. Знали, но молчали!».
Отмена одного артиста уже начинает разрастаться в более глобальную травлю людей, которые могут быть невиновны и непричастны. В таких ситуациях нужно отделять творчество от личности. Если общество хочет «крови и зрелищ» — это одно, но если же оно требует справедливости, достигать ее нужно не посредством тотальной отмены, новых жертв и травли.